Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих чсс для лиц студенческого. Современные проблемы науки и образования Вопросы для самопроверки

Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих чсс для лиц студенческого. Современные проблемы науки и образования Вопросы для самопроверки

07.04.2024

^ Тесты:

1. Белки представляют собой:

а) неорганические соединения, влияющие на обмен веществ;

б) высококалорийный запасной источник энергии;

+ в) основу структурных элементов клеток и тканей.
2. Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:

б) быстрота;

+ в) выносливость.
3. Высокий уровень здоровья характеризуется:

+ а) оптимальным функционированием жизнеобеспечивающих систем организма при их максимальных резервах;

б) отсутствием дефектов развития;

в) отсутствием заболеваний.
4. К составляющим здорового образа жизни относят:

а) выбор профессии;

+ б) психогигиену;

в) спортивную подготовку.
5. Профилактике умственного и физического переутомления способствуют:

+ а) полноценный сон;

в) курение.
6. Здоровье человека на 50% зависит от:

а) наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям;

+ б) образа жизни;

в) уровня двигательной активности.
7. В концепцию здоровья человека входит здоровье:

+ а) психическое;

б) экологическое;

в) общественное.
8. Принципы рационального питания:

а) соблюдение правил хранения продуктов;

б) ритмичность приема пищи;

+ в) сбалансированность основных пищевых веществ.
9. Полноценные белки содержатся:

а) в макаронах;

+ б) в рыбе;

в) в моркови.
10. К наиболее богатым аминокислотами растительным продуктам относятся:

+ а) бобовые; картофель;

б) подсолнечное масло;

в) фрукты.
11. Жиры необходимы человеку, так как они:

а) сразу же используются для работы и в восстановительных реакциях;

+ б) участвуют в процессе терморегуляции;

в) играет важнейшую роль в усвоении и продвижении пищи по пищеварительному тракту.
12. Пищевыми источниками углеводов являются:

а) говядина;

б) сливочное масло;

+ в) финики.
13. Углеводы выполняют следующую функцию в организме:

а) регулируют кислотно-щелочное равновесие;

+ б) являются основным источником энергии;

в) защитную.
14. Минеральные вещества – это:

+ а) неорганические соединения, которые принимают активное участие во всех физиологических процессах;

б) специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью;

в) соединения необходимые для образования витаминов.
15. Основным признаком здоровья является:

а) отсутствие дефектов развития;

б) отсутствие заболеваний;

+ в) хорошая приспособляемость (адаптация) организма к внешним условиям.
16. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) уровень развития физических качеств;

б) эффективность деятельности;

+ в) часы повышенной индивидуальной работоспособности.
17. Критерием эффективности ЗОЖ является:

а) одобрение окружающих;

+ б) увеличение «количества здоровья»;

в) выполнение норм, правил и требований личной и общественной гигиены.
18. К последствиям курения относят:

+ а) увеличение частоты сердечных сокращений в покое;

б) увеличение объема мышечных волокон;

в) повышение кислородной емкости крови.
19. Суть теории моторно-висцеральных рефлексов, заключается в том, что:

+ а) существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами;

б) умственный труд является одним из факторов, повышающих нервно-эмоциональное напряжение;

в) интенсивная физическая тренировка повышает умственную работоспособность.

20. Какой показатель, используют при оценке функционирования дыхательной системы?:

+ а) жизненный показатель;

б) артериальное давление;

в) ЭКГ.
21. Опасность возникновения умственного переутомления связана:

+ а) со способностью ЦНС длительное время работать с перегрузкой;

б) с отсутствием ощущения усталости;

в) с систематическим выполнением работы на фоне недовосстановления.
22. К признакам здоровья относят:

+ а) устойчивость к действию повреждающих факторов;

б) отсутствие резервных возможностей организма;

+ в) отсутствие заболеваний.
23. Табачный дым содержит более 300 вредных веществ,среди них:

а) липиды;

+ б) аммиак;

+ в) синильная кислота.
24. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) физические качества;

+ б) часы повышенной работоспособности;

в) характер и условия деятельности.

^ Тесты:

1. Учебный труд студентов характеризуется:

а) невысоким нервно-эмоциональным напряжением;

б) незначительной статической нагрузкой на позвоночник;

+ в) гиподинамией.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется с целью:

а) развития физических качеств;

+ б) «врабатывания» в трудовой (учебный) день;

в) формирования двигательных умений и навыков.
3. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы?

а) физкультурную паузу;

+ б) тренировочные занятия в свободное время;

в) утреннюю гигиеническую гимнастику.
4. Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих ЧСС для лиц студенческого

возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:

а) 90 уд/мин;

б) 100-110уд/мин;

+ в) 130-150уд/мин.
5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:

а) участие в спортивных соревнованиях;

б) занятия играми, единоборствами;

+ в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.
6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?

а) жесткая;

б) облегченная;

+ в) оптимальная.
7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?

+ а) медленный бег;

б) спортивная ходьба;

в) упражнения на ловкость.
8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип доступности и индивидуализации;

+ в) принцип систематичности и последовательности.
9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:

а) повышения спортивного мастерства;

+ б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

в) подготовки к профессиональной деятельности.
10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?

а) в подготовительной части;

+ б) в основной части;

в) в заключительной части.
11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:

а) прыжки в воду;

б) атлетическая гимнастика;

+ в) плавание.
12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:

+ а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;

б) развития ловкости и гибкости;

в) повышения уровня физической подготовленности.
13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:

а) 10-12 упражнений;

б) 4-5 упражнений;

в) 14-15 упражнений.
14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:

+ а) переключение на другой вид физических упражнений;

б) обильное питание;

в) участие в соревнованиях.
15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:

+ б) 70-90%;

в) 50-85%.
16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?

а) упражнения, развивающие выносливость;

+ б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;

в) упражнения на равновесие.
17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:

а) разминка;

+ б) утренняя зарядка;

+ в) урок физической культуры.
18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:

+ а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;

б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;

в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?

а) один раз после общеподготовительной части;

+ б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;

в) в начале и середине основной части занятия.
20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?

+ а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;

б) от времени и места занятия;

в) от уровня физической подготовленности.
21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:

+ б) трех;

в) шести.
22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:

+ а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;

+ б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;

в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.
23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:

а) 1 час в неделю;

б) 2-3 часа в неделю;

+ в) 6-8 часов в неделю.
.
Тесты:

1. Задачей ППФП является:

а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;

б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;

в) направленная подготовка к соревнованиям.
2. ППФП это:

а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;

б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:

а) состояние здоровья;

б) уровень физической подготовленности;

в) условия и характер труда.
4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?

а) тренажеры, специальные технические приспособления;

б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

в) альпинизм.
5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:

б) шейпинг, упражнения на координацию;

в) умеренная аэробная нагрузка.
6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:

а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;

б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;

в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.
7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?

а) гибкость;

в) статическая выносливость.
8. Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?

а) сердечно-сосудистая система;

б) зрительный аппарат;

в) органы дыхания.
9. ППФП строится на основе и в единстве с:

а) общей физической подготовкой;

б) специальной подготовкой;

в) подготовкой к труду.
10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к длительной гиподинамии;

б) ловкость;

в) сила.
11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:

б) игровые виды спорта;
12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к гипоксии;

б) устойчивость к гиподинамии;

в) эмоциональная устойчивость.
13. Формой занятий по ППФП могут быть:

а) соревнования по прикладным видам спорта;

б) занятия лечебной гимнастикой;

в) физкультурная минутка.
14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:

а) напряженная работа в условиях дефицита времени;

б) функциональное расширение сосудов головного мозга;

в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.
15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:

а) длительные интенсивные нагрузки;

б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;

в) упражнения на внимание.
16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:

а) закаливания организма;

б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;

в) сочетанием тренировки и закаливания.
17. Основным средством ППФП являются:

а) физические упражнения;

б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.

в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.
18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:

а) индивидуальные особенности личности;

б) географо-климатические условия;

в) режим труда и отдыха.
19. ППФП подразделяется на… этапа:

в) четыре.

20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:

а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;

б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.
21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:

а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,

б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;

в) развитие мышц плечевого пояса и рук.
^ 22. При подборе средств ППФП руководствуются следующими принципами:

а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;

б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;

в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.
23. При подборе прикладных физических упражнений важно:

а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;

б) чтобы физические упражнения были разнообразными;

в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.

«Классы здоровья» - Дни здоровья (3 раза в год). Юные инспектора движения проводят игру «Светофорик» с 1-классниками. Сохрани зрение». «Класс- территория здоровья». (За последние 3 года). Неделя «Сохрани зрение!». День бегуна. Конкурс проектов Конкурс рисунков Альбомов с пословицами, загадками. Школьные акции. Акция. Номинация «Самый чистый класс».

«Вес и давление воздуха» - Почему существует воздушная оболочка Земли? Имеет ли атмосфера вес? Ответим на вопросы: Наиболее известны труды Торричелли в области пневматики и механики. ТОРРИЧЕЛЛИ (Torricelli), Эванджелиста. В каком из сосудов откачен воздух? Может ли атмосфера «давить»? Измерение атмосферного давления. Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров.

«Здоровье учащихся» - Не заводи вредных привычек. В результате учеников злоупотребляющих алкоголем не выявлено. У каждого учащегося были свои варианты ответа. Были проведены следующие мероприятия: Не начинай курить! «Я и смысл моей жизни». Отчет о проделанной работе: «Здоровый образ жизни». Здоровое питание – одна из основ ЗОЖ.

«Уроки здоровья» - Психологический климат на уроке. Физкульминутки: Обстановка и гигиенические условия в кабинете. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения. Чередование позы учащихся. Величина – единица. Чередование видов преподавания (норма6 не позже через 10-15 минут). Запоминалки. Задачи. Здоровье сберегающие технологии на уроках физики.

«День здоровья в школе» - День здоровья в нашей школе самый лучший день! Тема вторая. Есть в нашей школе замечательная традиция- день здоровья. Темы для обсуждения. Все школьники с 5 по 11 классы вместе с учителями уходят в лес в окрестностях села. Pentiumv. Примеры из жизни. Все спешим гурьбой весёлой За здоровьем в ближний лес!

«Здоровье ученика» - Что исследуем? Объект: Предмет: Участники: Выводы: 1 этап. Цель. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Методы исследования. Анализ Опрос Наблюдения Сбор информации из книг, журналов, газет Эксперимент. Взвешивание ранцев. Анализ литературы. Здоровье. Сколько весит. Задачи. Гипотеза.

- это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсив­ность.

Объем нагрузки определяется количеством выполняемых упражнений, затратами времени на занятия, дистанциями, и др. показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость - чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели - ЧСС и внешние признаки утомления учащихся. Эти показатели отражают величину воздействия физической нагрузки на организм, что позволяет определять и дозировать нагрузку.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему интенсивности, интервалом отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, т. к. ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием. Широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина ЧСС.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их, величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин., т. к. при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин., соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 уд/мин.

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большей интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130 - 160 уд/мин. И большой интенсивности - 161 - 175 уд/мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений



на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. В частности:

§ изменение количества повторений одного и того же упражнения;

§ изменение суммарного количества упражнений;

§ увеличение или уменьшение амплитуды движений;

§ варьирование величин внешних отягощений;

§ выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях;

§ изменение исходных положений;

§ изменение длины дистанций;

§ увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений;

§ варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.).

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

1

Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно. Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

физическое развитие

сердечно-сосудистая система

студенты

спортсмены

1. Абзалов Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: дис. ... канд. биол. наук. – Казань, 1971. – 168 с.

2. Вафина Э.З. Регуляция насосной функции сердца в развивающемся организме в условиях изменения режимов двигательной активности / Э.З. Вафина, Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов, А.С. Никитин, А.А. Гуляков // Бюлл. эксперим. биол. и мед. – 2014. – Т. 157, № 2. – С. 136-138.

3. Гайнуллин А.А., Святова Н.В., Косов А.В. Направленность тренировок гребцов-академистов 13–15 лет в зимний период подготовки // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 890-894.

4. Гурский А.В. О физическом развитии современного студента // Физ. культура: восп., образов., тренир. – 2013. – № 2. – С. 77-79.

5. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. – Л. : Медицина, 1989. – 462 с.

6. Мингазова Д. Сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом / Д. Мингазова, В. Шуравина, А. Макурина, А. Гумеров, Н.В. Святова // Вестник НЦБЖД. – 2010. – № 4. – С. 5-9.

7. Ситдиков Ф.Г. Становление экстракардиальных влияний в онтогенезе // Журнал эволюц. биохим. и физиол. – 1981. – Т. 17, № 6. – С. 569.

8. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С. 524-528.

Поддержание высокого уровня состояния здоровья и функционального состояния человека, а также их повышение невозможно без определенной степени физической активности, что определяет обязательность и необходимость широкого и всестороннего использования средств физической культуры и спорта, которые должны стать неотъемлемой частью жизни человека независимо от пола, возраста и состояния здоровья.

Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Если степень физической нагрузки меньше возможностей человека, ее выполняющего, т.е. когда она недостаточна, создается состояние гиподинамии .

Исследования в области физического развития имеют особое значение, так как позволяют раскрыть основные закономерности индивидуального развития, а также определить функциональные возможности организма . В качестве индикатора общего состояния организма и деятельности его адаптационных механизмов целесообразно использовать сердечно-сосудистую систему. Изучая процессы регуляции сердца, можно получить важную информацию всего аппарата управления в целом организме .

Легкая атлетика и гребля относятся к циклическим видам спорта, они имеют ряд общих черт как в отношении движений, так и в отношении энергозатрат. Циклические виды спорта, как правило, включают в оздоровительные программы с целью профилактики ряда заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также с лечебной целью. Общность циклических движений заключается в том, что все фазы движений, существующие в одном цикле, присутствуют и в остальных, причем в той же последовательности. Циклы друг от друга неотделимы. Роль физиологической основы циклических движений выполняет ритмический двигательный цепной рефлекс, имеющий безусловнорефлекторное происхождение и поддерживаемый автоматически. Значительная часть циклических движений представляет собой естественные локомоции или базируется на них . Бег - основное и наиболее эффективное физическое упражнение для тренировки кардиореспираторной системы. Греблей можно заниматься в любом возрасте, она относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха. Гребля способствует развитию скелетных мышц, особенно мышц спины, верхнего плечевого пояса, мышц живота и нижних конечностей, т.е. крупных мышечных массивов. Дыхательная мускулатура у гребцов хорошо развита. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) может достигать 6 литров и более у мужчин, и 4 литров и более у женщин .

Целью исследования явилось изучение физического развития, состояния и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить физическое развитие спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 2. Провести сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 3. Исследовать состояние сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 4. Провести сравнительный анализ состояния сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 5. Выявить особенности реакции сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, в ответ на функциональную пробу.

Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные о физическом развитии и особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Результаты исследования представляют интерес как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва». В исследованиях принимали участие спортсмены 17-19-летнего возраста, имеющие квалификацию кандидата в мастера спорта, I и II разряды, занимающиеся академической греблей (n=6), легкой атлетикой (n=8) и боксом (n=8), а также их сверстники, не занимающиеся спортом (n=12). Для изучения физического развития использовали общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, окружности грудной клетки (ОГК); физиометрических показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы сжатия правой и левой кисти. Значения параметров, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы, регистрировали с помощью реографического комплекса «Рео-Спектр», для изучения параметров АД применяли метод Короткова с использованием тонометра Omron M4n.

По результатам наших исследований достоверные отличия в значениях длины тела у юношей 17-18-летнего возраста были выявлены только у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, длина тела у юношей, занимающихся академической греблей, составила 180±2,62 см, у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 186±1,99 см (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 176±2,92 см, тогда как у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 177±2,02 см.

В значениях массы тела нами также были выявлены достоверные отличия только в группе спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, масса тела у спортсменов составила: у юношей, занимающихся академической греблей, 71±2,12 кг, у юношей, занимающихся легкой атлетикой, 74±2,32 кг (р<0,05), у юношей, занимающихся боксом, 64±4,1 кг, а у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 66±2,27 кг.

Нами были выявлены достоверно высокие значения окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и боксом. Так, у юношей, занимающихся академической греблей, ОГК составила 90±1,47 см, ЖЕЛ - 4,05±0,23 л. У спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ОГК составила 96±1,53 см (р<0,01), ЖЕЛ - 5,15±0,17 л (р<0,001). У юношей, занимающихся боксом, ОГК составила 93±1,74 см (р<0,05), ЖЕЛ - 4,66±0,36 л (р<0,05). Тогда как у юношей, не занимающихся спортом, ОГК составила 88±1,76 см, а ЖЕЛ - 3,87±0,1 л.

Сравнивая величины мышечной силы правой и левой руки у юношей 17-18-летнего возраста с разным уровнем двигательной активности, видим, что они имеют достоверно высокие отличия у спортсменов, занимающихся академической греблей и боксом.

Так, мышечная сила правой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 51,5±1,65 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 61,5±3,03 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 64,33±1,58 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 58,5±3,9 кг. Мышечная сила левой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 46,8±2,08 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 57,67±2,7 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 61,67±1,33 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 53±3,07 кг.

Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуют на все системы организма.

По результатам наших исследований были выявлены достоверные отличия в значениях ЧСС; так, данный параметр у юношей, не занимающихся спортом, составил 81±3,5 уд/мин, у спортсменов он был достоверно ниже: у занимающихся легкой атлетикой равнялся 56±1,94 уд/мин (р<0,001), у студентов-боксеров он составил 69±1,42 уд/мин (р<0,01). Показатели артериального давления у юношей, не занимающихся спортом, и юношей-спортсменов практически не отличались (табл.).

Показатели сердечно-сосудистой системы юношей 17-19 лет

Контингент

(мм рт. ст.)

(мм рт. ст.)

Юноши, не занимающиеся спортом

Юноши, занимающиеся академической греблей

Юноши, занимающиеся легкой атлетикой

Юноши, занимающиеся боксом

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 - достоверность указана по отношению к юношам, не занимающимся спортом

В наших исследованиях выявлены достоверные отличия в значениях УОК у юношей с разными физическими нагрузками, так они составили у нетренированных 46±2,63 мл, у спортсменов, занимающихся академической греблей - 65±4,6 мл (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 37,37±2,63 мл (р<0,05). Тогда как значения МОК у нетренированных юношей и спортсменов отличались достоверно во всех изученных видах спорта (табл. 1).

При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно.

Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

В состоянии покоя у тренированных спортсменов наблюдается более низкая частота сердечных сокращений. При выполнении студентами функциональной пробы были выявлены следующие отличительные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: так, ЧСС у студентов, не занимающихся спортом, увеличивалась на 33%, с 81±3,5 до 108±6,27 уд/мин (р<0,001), тогда как у студентов - спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ЧСС возрастала лишь на 10%, с 58±1,94 до 64±1,94 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся боксом - на 6%, с 69±1,42 до 73±0,92 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся академической греблей - на 4%, с 73±4,08 до 76±3,76 уд/мин.

Рис. 1. Динамика ЧСС у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

На 3-й минуте восстановительного периода ЧСС у нетренированных студентов составила 84±3,28 уд/мин, что на 4% выше исходного уровня, и к 5-й минуте практически не изменялась, т.е. в течение пяти минут восстановления ЧСС не происходило. Тогда как у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, уже на 3-й минуте наблюдалось снижение ЧСС до 55±1,13 уд/мин, что на 5% ниже исходных показателей; у спортсменов, занимающихся академической греблей, наблюдалась подобная тенденция. Тогда как у спортсменов, занимающихся боксом, на 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось дальнейшее увеличение ЧСС до 77±1,6 уд/мин (р<0,01), что было на 11% выше исходных значений, и лишь к 5-й минуте происходило снижение значений ЧСС до 73±1,6 уд/мин (рис. 1).

Изменение АДс в ответ на дозированную физическую нагрузку было незначительно и имело однонаправленный характер в трех группах студентов; так, АДс у юношей, не занимающихся спортом, недостоверно увеличивалось с 121±4,64 до 128±4,41 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - с 120±1,89 до 125±3,1 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся академической греблей - с 125±5,56 до 127±7,01 мм рт. ст. К 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось снижение АДс и в течение пяти минут практически не изменялось (рис. 2). У студентов, занимающихся боксом, наблюдалась несколько иная картина. Так, в течение пяти минут наблюдений после выполнения функциональной пробы у них происходило плавное повышение АДс, и к 5-й минуте оно составило 120±0,01 мм рт. ст. (р<0,05), что было на 4% выше исходных значений (рис. 2).

Рис. 2. Динамика АДс у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

Реакция АДд в ответ на физическую нагрузку имела разнонаправленный характер во всех группах исследованных студентов. У студентов, не занимающихся спортом, величина АДд снижалась на 11%, с 75±2,57 до 67±3,91 мм рт. ст. (р<0,05) и далее в течение 5 минут восстановительного периода практически не изменялась и оставалась достоверно ниже исходных значений (68±1,54 мм рт. ст.) (р<0,05). У студентов-легкоатлетов АДд увеличивалось на 9%, с 74±1,83 до 81±2,42 мм рт. ст. (р<0,05), и далее в течение 5 минут восстановительного периода наблюдалось плавное восстановление значений АДд до исходного уровня (75±1,89 мм рт. ст.). У студентов, занимающихся академической греблей, наблюдалось постепенное снижение АДд с 64±5,1 до 59±3,38 мм рт. ст., и к 5-й минуте оно на 8% было ниже исходных значений. У студентов, занимающихся боксом, АДд в ответ на выполнение физической нагрузки практически не изменялось (рис. 3).

Рис. 3. Динамика АДд у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

Результаты наших исследований выявляют тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуя практически на все системы и органы.

Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы. Увеличение частоты сердечных сокращений и сократительной способности сердца - естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Физическая нагрузка требует повышенного притока кислорода и питательных веществ к мышцам, это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. При регулярном выполнении физических упражнений возрастает способность сердечно-сосудистой системы доставлять кислород и питательные вещества к работающим мышцам.

Библиографическая ссылка

Святова Н.В., Гайнуллин А.А., Бикулова Л.Э., Гилязов А.Ф. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕЖИМОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25723 (дата обращения: 14.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй