Все про психологический стресс, его причины, симптомы и методы борьбы. Стресс и психические расстройства Стрессовая психология

Все про психологический стресс, его причины, симптомы и методы борьбы. Стресс и психические расстройства Стрессовая психология

15.04.2024

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный . Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

— это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека .

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса , например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

10099 0

Происхождение стресса объясняется инстинктом выживания. Все животные рискуют подвергнуться нападению хищника или столкнуться с непредвиденной опасностью. Они должны быть способны защитить себя от угрозы либо вступив в борьбу, либо спасаясь бегством. Тело готовит себя к этому, выпуская в кровь определенные гормоны.

Современная жизнь также таит в себе огромное количество стрессов для разума, чувств и эмоций, поэтому тело проходит через похожие процессы, даже если источник стресса является психологическим, а не физическим. Способность индивида справляться со стрессом играет важную роль в его умственном (психическом) здоровье. Ниже перечислены некоторые причины и последствия стресса.

Необходимость стресса. Человеческое тело и разум так устроены, что им необходим определенный стресс. Для многих людей сильный стресс является источником удовольствия, так как подразумевает, что человек должен с ним справиться. Такие люди бывают среди спортсменов, а также карьеристов, которые находятся в состоянии постоянного стресса.

Психические расстройства. Около 12 процентов населения России страдают от психических или психологических нарушений в тот иЛи иной период жизни. Все больше людей лечится в больницах и в домашних условиях, хотя время их пребывания в больницах укорачивается. Мы расскажем о некоторых возможных способах их лечения.

Речь идет, скорее, не о возрастающем количестве случаев психических заболеваний, а о том, что все больше людей обращаются за лечением, сознавая, что у них возникли проблемы психического или психологического характера. Клеймо, однажды поставленное на психических болезнях, постепенно исчезает. Но начало психического расстройства может быть и незаметным; ниже мы рассказываем, на какие симптомы необходимо обратить внимание, что делать, прежде чем обращаться за профессиональной помощью.

Физические проявления стресса

Диаграмма внизу показывает, где можно обнаружить следы стрессового состояния. Инстинктивная реакция тела на стресс - это борьба или бегство.

1 Кора головного мозга получает и анализирует информацию об источнике стресса через органы чувств.
2 Затем головной мозг посылает инструкции в «центр тревоги» в нижней своей части, чтобы тело было готово действовать.
3 Гипофиз высвобождает в кровь адренокортикотропный гормон (адренокортикотропин, АКТГ).
4 Этот гормон доходит до надпочечников, находящихся прямо над почками. Эти железы выделяют два гормона - эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин), а также кортизоны. Эти вещества помогают телу приготовиться к неожиданной атаке.
5 Сердцебиение усиливается, сердце быстрее качает кровь.
6 Частота дыхания увеличивается, воздушные пути в легких расширяются, чтобы доставить больше кислорода к мышцам.
7 Кровеносные сосуды сужаются, кожа бледнеет.
8 Кровеносные сосуды в желудке сужаются.
9 В результате действий 7 и 8 к мышцам и мозгу приливает больше крови.
10 Селезенка сокращается, высвобождая в кровь красные кровяные тельца, которые несут больше кислорода.
11
Печень выделяет сахар, в кровь также поступает холестерин. Оба вещества добавляют телу энергии.
12 Кожа начинает потеть, она готова избавиться от излишка тепла.
13 Активизируется система свертывания крови. Количество белых кровяных телец возрастает.
14 Гормоны стресса снижают количество половых гормонов.

Осложнения после стресса

Стресс может привести и к психологическим проблемам:

Депрессия. Мало людей страдает от маниакальной депрессии, которая проявляется сменой периодов эйфории и тяжелой депрессии.

Послеродовая депрессия вызвана гормональными изменениями, проблемами ухода за ребенком, отлучением от него или недостатком уверенности в себе.

Шизофрения часто вызывается стрессом в семье. Симптомы включают деградацию личности, нелогичность суждений, появление видений, галлюцинаций, воображаемых голосов и манию преследования (паранойю).

Нервная анорексия - это голодание, истощение, обычно возникающее у неуверенных в себе людей или подростков, а также людей, испытывающих психологическое давление.

Агрессивное поведение также может быть вызвано стрессом.

Зависимость от наркотиков (или лекарств) - результат сильного стресса.

Неврозы
, например приступы паники, сильное сердцебиение, фобии, ипохондрия, истерия, амнезия, навязчивые идеи - всему этому подвергается человек, стремящийся избавиться от стресса.

Стресс является причиной следующих физических нарушений:

1 Головные боли
2 Истощение
3 Излишнее потоотделение
4 Приливание крови к лицу
5 Катаральный ринит
6 Приступы астмы
7 Высокое кровяное давление
8 Порок сердца, болезни сердца
9 Кожные заболевания
10 Нарушения пищеварения и язва желудка
11 Боль в спине
12 Диабет
13 Диарея
14 Ревматизм и артрит


Введение

Понятие и виды стресса

Основные причины возникновения стресса

Заключение

Список литературы


Введение


Термин стресс стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.

Г. Селье. выяснил,что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.


1. Понятие и виды стресса


В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Гансом Селье была предложена его концепция стресса. Можно сказать, что она была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.

Селье выделил три этапа в развитии стресса:

Тревога (фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, в ней падает содержание ионов хлора, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки, но более подробно о физиологических механизмах стресса речь пойдет ниже.

Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров). Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.

Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации.Проблемы у людей совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине"

По мнению В. В. Суворовой, стресс - это "функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов" .

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как "общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза".

Поэтому, предметом психологии стресса являются различные виды стресса. Понятие "стресс" используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям.

Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса. Проблема стресса и стрессоустойчивости остается острой и актуальной как для каждого человека, так и для общества в целом (А.Ю.Александровский, Л. И. Анцыферова, В.А.Бодров, Т.Б.Дмитриева, А.Б.Леонова, В. Д. Менделевич, В. Я Семке, Н. В Тарабрина и др.).

Существует сложность разработки и изучения проблемы стресса и стрессоустойчивости.Это связано прежде всего с тем, что в литературе нет единого определения стресса и существует множество теорий и моделей стресса, которые отражают процесс нарушения адаптации.

Стресс по своей сути представляет собой вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. Рассмотрим несколько вариантов определения понятия " стресс "Этот термин, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. Английский ученый Роббер Гук использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифические вызванных изменений как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.Сущность стрессовой реакции заключается в "подготовительном" возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, можно полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов.

Причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.В последние годы появились указания на возможность развития стресса не только под влиянием избытка стрессоров, но и при их нехватке. В эксперименте получены данные о формировании стресса в условиях искусственно создаваемой изоляции, резкого ограничения внешних сигналов (состояние, называемое сенсорной депривацией), пребывания в необычных, непривычных средах обитания (гидронавты, астронавты). Следовательно, эмоциональные стрессовые состояния могут быть вызваны дефицитом чувственных переживаний: они особенно болезненно переживаются людьми активного, деятельного склада.


2. Основные причины возникновения стресса


Стресс в нашей жизни очень частое явление. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на всю жизнь человека. Стресс -это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс, может быть вызван чем угодно. Стрессорами называют все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.стресс тревога резистентность истощение

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. По мнению психологов именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Все,что нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в различных формах.Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, их разделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Проявления стресса можно разделить на четыре группы:

в избыточном напряжении мышц (особенно часто - лица и "воротниковой" зоны);

дрожании рук;

изменении ритма дыхания;

уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

нарушении речевых функций и т. д.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют "мышечным зажимом", и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на "снятие" таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Также при стрессе страдают свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.

При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

боли в сердце и других органах;

затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.


Заключение


Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Поэтому психология стресса является очень важной дисциплиной для изучения.


Список литературы


1) Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.

)Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1995, 136 с.

3) Завязкин, О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. - М. : Сталкер, 2000. - 320 с.

)Л.А.Китаев-смык Психология стресса издательство "Наука" Москва 1983 г.370 с.

)Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс,психосоматические и соматические расстройства удетей -СПб.:Речь,2005-400с

6) Общая психология. - СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.583с.

) .Селье, Г. Стресс без дистресса Г. Селье. - М. : Прогресс, 1982. - 287 с.

) Психология под ред. А. А. Крылова. - М. : Проспект, 1998. - 584 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психический стресс это состояние психики (в первую очередь), а не организма. Психический стресс это более напряжённое состояние, чем обычное мотивационное. Обычно оно требует для своего возникновения восприятия угрозы. Явления психического стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как психический стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определённой ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Здесь от фактора личности зависит очень много. В системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряжённости нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги . Признаки тревоги:

Ощущение неопределённой угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

Неопределённое беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса (что вытекает из уже упоминаемого, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает её биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности).

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая ещё не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй