Взаимосвязь мозга и сознания. Смогу ли я убить «Я»? или Где живет cознание

Взаимосвязь мозга и сознания. Смогу ли я убить «Я»? или Где живет cознание

31.01.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ


РЕФЕРАТ

    по дисциплине:
    " Философии "
    На тему: Понятие сознания. Сознание и мозг.

Выполнил: студент
Курманаева Н.С.
Группа 24179
Проверила:
Муртазина С.В.

Альметьевск 2012 г.

    ПЛАН
1.2. Понятие сознания…………………………………… ……………………… 5

Глава 1. Сознание.
1.1. Сознание. Его происхождение и сущность.
Сознание - одна из самых сложных проблем философии. И на каждом этапе развития она решается по разному. В целом сознание - одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым материалом. Над проблемой сознания размышляли еще в античности. На современном этапе развития философия накопила достаточный материал, чтобы решить проблему сознания. В противоположность материи сознание характеризуется таким понятием, как идеальное. Это значит, что его нельзя характеризовать признаками, присущими физическому миру, как это можно сделать с материальным понятием. В сознании существуют образы, многообразие предметов и вещей, которые в своей совокупности составляют сознание человека и сознание в целом. Эти образы материальных предметов, обладающих физическими характеристиками и представляют собой идеальное. Образ вещи и сама вещь являются противоположностями. Идеальность образа - это его невидимость, неосязаемость, внепространственность, недоступность для других людей. Образы в сознании в отличие от свих материальных прообразов не имеют веса, запаха, пространственных и временных границ. Возникают благодаря взаимодействию человека с окружающей средой. Это возможно только при наличии мозга, при его связи с природой. Объекты природы, взаимодействую с мозгом, рождают образы, которые формируют сознание. Идеальное в отличие от материального есть нечто существующее не в объективной реальности, а лишь в восприятии, представлении, мышлении. Однако само сознание - это реальность, т.е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность (мысли, чувства, память, воля и др.) Субъективный образ несет на себе отпечаток личности или группы личностей, отражает ценности и установки этой группы. Образ не может существовать вне конкретной личности, со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от нервной системы, уровня знаний... Материя и сознание - два вида реальностей, объективная и субъективная. Они не совпадают, сильно отличаются друг от друга, но это различие нельзя абсолютизировать. Оно является абсолютным, лишь когда мы говорим о том, что первично: материя или сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции проходит ряд ступеней, и лишь на определенном этапе возникает сознание. Но, с точки зрения сложившегося сознания, это противоположность не абсолютная. Сознание рассматривается в двух аспектах: онтологическом, гносеологическом. . 1.Сознание - свойство высокоорганизованной материи, функция человеческого мозга, продукт человеческого развития. Но не в том смысле, что оно связано с нервной системой, а в том, что оно возникло как социальной формы движения материи. . 2. С человеческой точки зрения, сознание - высшая форма отражения действий. Главная функция сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.

1.2. Понятие сознания.
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание – социальной форме движения материи.
При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать внимание на 2момента:
1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Мозг составляет материальную основу психологических явлений. Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция человеческого мозга.
2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот тезис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального сознания это воск, который способен принимать различные формы.
Основной деятели материализма полагали, что отражение внешнего мира происходит в материальной деятельности людей. Более того материальная деятельность определяет структуру сознания. В отражении внешнего мира человеком и животным существует как общее так и различное. Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникновения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая коллективная деятельность людей. Сознание формируется благодаря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих факторов не будет, то у ребенка не возникает сознание.
Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличительной чертой является самосознание, осознание своего личного Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй сигнальной системы.
Общее связано с чувственным отражением действительности. Кроме того, животные обладают сознательным планомерными действиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир. Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволяет отождествлять сознание с физиологическими материальными процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, поскольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты материальной действительности. Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики. Сознание предполагает умение ставить цели, контролировать свои чувства, мысли поступки, отдавать отчет в своих действиях, предвидеть последствия своих поступков. Сознание – это так же способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание личности. Благодаря наличию сознания, человек способен дать оценку явлению, событию, факту, умеет спланировать свою деятельность. Сознание уже отмечали, является функцией головного мозга, сущность этой функции заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном отражении и конструктивно – творческой переделки внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в предварительно мысленном построении разумного мотивированных действий, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как объекту субъекту. Сознание позволяет человеку давать себе отчет в том, что происходит как в окружающем материальном мире, так и в своем собственном духовном. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Содержанием сознания является система исторически сложившихся и постепенно пополняемых знаний. Между сознанием и знанием есть единство но нет тождества. Знание - гносеологическая категория. Сознание обладает широким смысловым охватом, в основе которого глубокий философский смысл.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно – творческом преобразовании действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека.

1.3 . Сознание и мозг.
Возникновение сознания – одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи. В последние годы накопление знаний о работе мозга происходит очень быстро. Поэтому наука вплотную подошла к решению загадки сознания. Сознание человека – есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия. Один из главных вопросов – как сознание связано с мозгом. Данная проблема находится на стыке естественно-научного и гуманитарного знания, поскольку сознание возникает на основе происходящих в мозге процессов, но его содержание в значительной мере определяется социальным опытом. Решение этой головоломки могло бы перекинуть мост между двумя основными видами научного познания и способствовать созданию единой картины мироздания, органично включающей человека с его духовным миром. Вероятно, такова высшая цель науки, достижение которой необходимо для удовлетворения присущего человеку стремления к всеобъемлющему знанию. Но велико и практическое значение данной проблемы для медицины, образования, организации труда и отдыха. Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдалённого будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам. Возникла даже, по образному выражению английского ученого Джона Тейлора, «гонка за сознанием». Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Учёные обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга. С философской точки зрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснить движением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук. Ощущение – сугубо личное чувство, «внутренний театр» каждого из нас, и задача науки о мозге – понять, какие нервные процессы приводят к возникновению субъективного образа. В то же время загадка человеческой психики по своей методологической сложности не уникальна и стоит в ряду других тайн природы. По существу, возникновение нового качества происходит на каждом этапе принципиального усложнения природных процессов. Опыт научного познания показывает, что сложное явление, как правило, не возникает из ничего, а развивается в процессе эволюции из более простых форм. То же в полной мере относится и к субъективным переживаниям. Они проходят путь от элементарных проявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанному с абстрактным мышлением и речью. Если исходить из данных соображений, существует несколько подходов к изучению сознания, которые, однако, не исключают, а взаимно дополняют друг друга, объясняя феномены разной степени сложности. При этом некоторые базисные принципы организации нервных процессов, обнаруженные на ранних этапах эволюции психики, постепенно приобретают более сложные формы для обеспечения их высших проявлений. Среди многочисленных тайн природы одной из сложных является головной мозг. Это наивысшая форма организованной материи. Гиппократ писал, что из мозга возникли наши удовольствия: смех и шутки, а также и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем плохое от хорошего. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Учёными создана карта коры головного мозга, где показано, что отдельные участки головного мозга координируют деятельность различных органов. Так, разрушение лобной извилины левого полушария ведет к поражению речи. При поражении левой височной области мозга человек перестает слышать и воспринимать чужую речь. Поражение заднелобных отделов левого полушария ведет к утрате способности говорить. Зрение связано с затылочными долями полушарий, а слух с височными. Благодаря успехам тонкой анатомии головного мозга, экстра физиологии, психологии, неврологии удалось показать, что мозг – это сложнейшая система, действующая как дифференцированное целое. Мыслительные процессы осуществляются в коре головного мозга. Кора головного мозга состоит из огромного числа (до 15 млрд.) нервных клеток – нейронов. Если эти клетки расположены в ряд, то они образуют цепь в 5 тыс. км. Каждая из них с помощью отростков (длинных – аксонов и коротких – дентритов) находиться в контакте (через синапсы) с тысячами других, образуя в целом ажурную сеть с неисчислимым множеством связей, уходящих по нервным волокнам и нервным окончаниям органов чувств. Нервные окончания – это своего рода « щупальцы» мозга. Каждый человек ежедневно через свои органы чувств получает десятки тысяч ощущений. Информация из внешнего мира воздействует на наши органы чувств, проходит через нервные узлы и кончается в сложных зонах коры головного мозга. Отдельные участки принимают, а другие перерабатывают, анализируют и синтезируют сигналы, приходящие из внешнего мира. Мозг действует как единое целое, как сложная функциональная система. Но до сих пор многие процессы, происходящие в коре головного мозга, остаются тайной для науки. Причем как управляющая система высокой степени сложности, мозг устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и прогнозировать, вырабатывать план действий, управлять действиями, направленными на решение определенной задачи. В мозг человека постоянно поступает информация из внешнего мира через органы чувств. Но лишь небольшая часть этой информации становиться фактом сознания. В мозгу происходит тщательный отбор информации. Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками. Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

Заключение
Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к
и т.д.................

Мозг и сознание.

Возникая в процессе общественной жизни, сознание в то же время - продукт функционирования биологического органа - мозга. Об этом говорят многочисленные факты. Например, существует тесная связь между развитием мозга и развитием психики, высшей формой которой является сознание. Так, если сопоставить такие высокоорганизованные животные, как человекообразные обезьяны и человека, то можно обнаружить, что у шимпанзе мозговое вещество составляет 400 куб. см, а у современного человека 1400 куб. см. Увеличение размеров мозга, происходившее у человека в процессе трудовой деятельности, сыграло громадную роль в возникновении сознания.

Мозг является крайне сложной системой, посредством которой осуществляется отражение внешнего мира и программирование поведения человека. Именно это и является причиной того, что при нарушении деятельности каких-то его отделов, в особенности коры головного мозга, происходят серьезные расстройства в психических функциях, поведении, сознании.

Значение мозга как органа сознания неоспоримо. Тем не менее, находились философы, которые ставили под сомнение этот вывод естествознания. Так, Ф. Паульсен писал, будто положение о том, что мышление совершается в мозгу, бессмысленно; по его мнению, с таким же правом можно утверждать, что мысли находятся в желудке или на Луне. Подобную философию В. И. Ленин назвал "безмозглой философией".

Конечно, было бы ошибочным считать, что мозг сам по себе продуцирует сознание так же, как печень выделяет желчь. Даже при нормально функционирующем мозге сознание может не появиться, если нет соответствующих социальных условий. Мыслит, познает внешний мир не мозг сам по себе, а человек, обладающий мозгом.

Допустим на минуту, что нам удалось отделить мозг от человеческого организма и сохранить его физиологические функции, поместив в определенную физиологическую среду. Будет ли в этом случае мозг познавать? Очевидно,что нет.

Известны случаи, когда дети попадали к животным, и потом выяснялось, что они не умеют разговаривать, мыслить и т. д., хотя эти дети обладали биологически нормальным мозгом и телом. И тем не менее людьми их назвать было нельзя. Более того, попытка перевоспитания таких детей, как правило, оканчивалась неудачей. Они с трудом овладевали речью, навыками человека и оставались неполноценными до конца своей жизни.

Из этого видно, что одних биологических факторов - нормального мозга и здорового тела - недостаточно для возникновения сознания. Сознание человека формируется лишь под воздействием социальных, общественных условий.

Чтобы мыслить и быть человеком, надо овладеть общественным опытом, знаниями, навыками. Влияние общественных условий проявляется и в изменении биологических особенностей человека, в частности, в изменении самого мозга. Конечно, глубокой ошибкой было бы считать, что в человеке все носит общественный характер. Мы не можем согласиться с Дж. Фурстом, который говорит: "От человеко-обезьяны или Шимпанзе человек отличается не только своей личностью, но и всем, вплоть до пищеварения и каждого своего кровяного шарика" *. Это не верно. Процессы кровообращения, дыхания, питания и у человека совершаются по биологическим законам.

* Д. Фурст. Невротик, его среда и внутренний мир. М., 1957, стр. 77.

Вместе с тем жизнь человека в общественной среде не могла не сказаться на механизмах его биологической деятельности. Например, характер пищи, ее приготовление на огне вызывают функциональные изменения органов пищеварения. Большие изменения произошли с мозгом. Труд человека, речевое общение с другими людьми обусловили развитие тех отделов, которые ответственны,за координацию и регулирование действиями и речи. Специфическим дополнением к высшей нервной деятельности у человека явилось образование так называемой второй сигнальной системы, которая позволяет воспринимать обобщенные сигналы - слова - и тем самым мыслить.

Как же люди усваивают человеческий опыт? Какую роль в этом играет мозг? Как и ранее, следует отметить значение предметной деятельности. Освоение общественного опыта всегда требует от человека действий. Чтобы ребенок смог держать ложку, он должен пускать ее в ход. Чтобы научиться плавать, надо идти в воду и пытаться плыть и т. п. Усваивать опыт, учиться - значит овладевать действиями с предметами, и прежде всего с теми, которые созданы в обществе. В особенности большое значение имеет овладение навыками трудовых операций, действиями с помощью орудий труда, машин. Интересно отметить, что в усвоении общественного опыта огромная роль принадлежит детским играм. Игра воспроизводит деятельность взрослых; играют в летчиков, капитанов, врачей и т. д. Игра полезна не только тем, что доставляет удовольствие ребенку, но и тем, что в процессе игры ребенок как бы "врастает" в систему человеческих отношений, приобретает элементарный опыт обращения с предметами.

Итак, деятельность нужна и при восприятии предмета и при усвоении самой способности действовать. Восприятие и усвоение опыта - две стороны развития человека. Значение деятельности в ходе выработки умения будет состоять в том, что человек тем самым как бы приобретает опыт, "овеществленный" в тех предметах, с которыми мы оперируем. Маркс писал: "В обыкновенной, материальной промышленности... мы имеем перед собой под видом чувственных, чужих, полезных предметов, под видом отчуждения опредмеченные сущностные силы человека" *. Действуя с созданными в обществе предметами и орудиями, человек тем самым как бы извлекает (конечно, с помощью других людей, уже обладающих определенной способностью) заключенный в них опыт **.

Для ребенка на первых этапах его развития реальные орудия и предметы заменяются игрушкой, которая воплощает некоторые черты используемых в практической деятельности предметов. Остроумно об использовании игрушки ребенком говорил Гегель. Лучшее употребление игрушки ребенком, отмечал он, состоит в том, чтобы сломать ее. Ломая игрушку, а затем овладевая способностью собирать ее, ребенок вырабатывает умение практического анализа и синтеза. Позднее у него разовьется способность совершать анализ и синтез в уме, мысленно. Происходит, как говорят психологи, интериоризация деятельности; внешнепредметная развернутая деятельность сокращается и переходит во внутренний план, план умственных операций5 30. Следовательно, способность мышления есть результат активного отношения человека к внешнему миру.



Точно так же освоение речи требует активности субъекта. Владеть речью - значит уметь воспринимать слова, предложения и вместе с тем произносить их вслух или выражать письменно. Усвоив сказанное, нетрудно понять ту мысль, что восприятие речи и ее внешнее выражение - две стороны одного явления, тесно связанные друг с другом. Это подтверждается многочисленными экспериментами. Было доказано: когда человек слушает речь, то он одновременно проговаривает слышимые слова. Это можно, в частности, установить по регистрации артикулярного аппарата, который в этом случае функционирует так же, как в случае внешнеречевой деятельности. Все это значит, что в процессе овладения речью человек должен усвоить некоторые выработанные в обществе приемы действий; в том случае, если он ими не владеет, он не может правильно воспринять речь. "Поэтому ясно, - пишет А. Р. Лурия, - что для слухового восприятия речи нужен не только тонкий, но и систематизированный слух, и когда эта работа по выделению существенных, фонематических признаков выпадает, речевой слух нарушается. Именно в силу этих причин резкие границы между слышанием и пониманием речи падают. Человек, не владеющий чужим языком, не только не понимает, но и не слышит его, не выделяет из звукового потока членораздельных элементов этого языка, не систематизирует звуков речи соответственно его законам.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 595.

** См.: А. Н. Леонтьев. Мышление. "Философская энциклопедия". М., 1964; его же: Проблемы развития психики. М., Изд-во МГУ, 1965.

*** См.. А. Валлон. От действия к мысли. М., ИЛ, 1956; Л. С. Выготский. Мышление и речь. М. - Л., 1934; П. Я. Гальперин. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий, Сб, "Исследования мышления в советской психологии", М., "Науками, 1966.

Поэтому незнакомый язык воспринимается человеком как поток нечленораздельных шумов, недоступных не только для понимания, но и для четкого слухового анализа" *.

* См.: А. Лурия. Высшие корковые функции человека, М., Изд-во МГУ, 1962, стр. 89.

Сознание человека складывается в той мере, в какой человек вступает в отношения с другими людьми. Овладеть опытом и приобрести способность мышления и речи можно только овладев сложившимися в обществе способами, формами деятельности, которые закреплены в орудиях труда и в создаваемых человеком предметах, а также в языке.

Мы подошли к чрезвычайно важному и крайне сложному вопросу: в чем особенность психического отражения, каково отличие его от физиологических процессов мозга. Попытаемся разобраться в этом. Для того чтобы объяснить сущность психического, следует избрать определенный способ исследования. Один из них состоит в стремлении интерпретации психического, исходя из выявления картины физиологических изменений, которые совершаются в мозге.

Конечно, физиологические исследования функций мозга имеют большое значение для науки, изучающей психическую деятельность человека, процессы сознания - психологии, а также для гносеологии. Современная психология является наукой, которая, с одной стороны, опирается на выводы социальных наук, с другой, - на физиологию, медицину, биологию. Вопрос заключается в том, можно ли считать, что физиологические исследования сами по себе достаточны для расшифровки тайн психики или же психика человека представляет особое явление, не сводимое к физиологическим функциям. Надо сказать, что у ряда ученых иногда встречаются тенденции сведения психики, сознания к физиологическим процессам, т. е. нейродинамическим процессам возбуждения и торможения.

И это можно понять. Физиолог, исследуя мозг, отправляется от известного положения, что сознание есть функция мозга, поэтому нередко он стремится его найти в самом мозге. Но сколько бы физиолог ни рассекал скальпелем мозг, какие бы тонкие приборы для регистрации процессов мозга он ни применял, ему не удается выделить ни одной мысли. Поэтому он нередко склонен отождествить их с самими процессами мышления.

Этот взгляд разделяют и некоторые философы. Еще в прошлом веке появилась большая группа философов-материалистов (Бюхнер, Фогт, Моллешот), которые доказывали материальность сознания.

Они говорили, что мозг выделяет мысль так же, как печень желчь.

Энгельс назвал таких материалистов вульгарными за их отождествление сознания с материальными процессами и игнорирование специфики психики. В наши дни такой взгляд претерпел изменения и в откровенной форме встречается довольно редко. Представители названной концепции используют различные аргументы. Так, в частности, ссылаются на пример телепатии, которая якобы доказала материальность мышления, показав возможность передачи мыслей на расстоянии.

Но если психика, сознание не есть нервная деятельность или энергия, вырабатываемая мозгом, то что же она собой представляет? Вывод некоторых исследователей, отождествляющих сознание с нервной деятельностью, основан на предположении, что функция органа должна находиться в самом органе, быть помещенной в нем приблизительно так, как желток в яйце. Такое представление о соотношении функции и органа не совсем правильно. Возьмем, к примеру, трудовую деятельность человека. Труд есть функция рук, руки - орган труда. Но ведь из этого совсем не следует, что трудовые операции помещены внутри самой руки. Если бы мы исходили из такого понимания соотношений функций и органов, то мы должны были бы объяснение сущности труда искать в физиологии и анатомии руки. В этом случае нам удалось бы получить многочисленные сведения о руке, но о труде мы ничего не узнали бы: труд есть деятельность человека. Это - воздействие человека на окружающий мир посредством орудий производства, которые приводятся в движение рукой человека. Понять трудовой процесс можно только обратившись к внешнепредметным отношениям людей, а также учитывая их связи друг с другом в процессе производства.

Очевидно, что и в случае выяснения природы сознания, психики нам никак нельзя замыкаться в рамках структуры мозга и его функций. Собственно, для Нас это положение должно быть уже достаточно понятным. Сознание не тождественно физиологическим процессам, как не сводим к физиологии и анатомии руки труд.

Но наша аналогия может породить у читателя вопрос: не хотим ли мы своеобразие психики увидеть в том, что она, как и труд, тоже представляет собой вид поведения, предметную деятельность? Этот вопрос вполне уместен. В зарубежной психологии чрезвычайно распространен бихевиоризм, характерная черта которого состоит в сведении психики, сознания к поведению. Бихевиористы говорят, что единственно доступным наблюдению исследователя является поведение животного и человека. Задача состоит в том, чтобы, воздействуя на животное стимулом, изучить его реакции. Поведение человека и животного и есть их мышление.

Так, например, один из основоположников бихевиоризма Д. Б. Уотсон - говорит, что мышление "по существу не отличается от игры в теннис, плавания и любой иной, непосредственно наблюдаемой деятельности, за исключением того, что оно скрыто от обычного наблюдения и в отношении своих компонентов является в одно и то же время и более сложным и более сокращенным, чем это мог подумать даже самый смелый из нас" *. Основная функция мышления - в приспособлении организма к окружающей среде.

Этого взгляда придерживаются и более поздние бихевиористы **.

* J. B. W а t s o n. Psychology from the standpoint of а behaviorist. 2. ed. Philadelphia and London, 1924, р. 346.

** См.: "Основные направления исследовании психологии мышления в капиталистических странах". М., "Наука", 1966, гл. VI.

Они отрицают понимание сознания как внутренней идеальной, субъективной отражательной деятельности мозга. По мнению бихевиористов, физиология должна ограничиться рассмотрением "всеобщих моделей реагирования" на внешние стимулы. Тем самым игнорируется познавательная сторона сознания.

Одна из сложностей познания психики состоит в том, что образы, возникающие в сознании человека, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его речь; когда исследователь проникает внутрь мозга, он фиксирует нервные процессы. Но ни увидеть, ни услышать, ни обонять, ни осязать сознание даже с помощью приборов нельзя. Мир сознания недоступен непосредственному восприятию потому, что образы предметов не обладают ни одним из физических свойств, которые принадлежат отражаемым им предметам. Например, роза пахнет, образ же розы запаха не имеет, огонь жжет, образ огня этим свойством не обладает.

Неправильно считать, что формирование образа есть пересаживание в голову человека самого предмета или его некоторых особенностей. Восприятие дерева не означает, что такое не дерево, только меньших размеров, возникает в его голове.

Особенность сознания состоит в том, что оно является идеальным отражением действительности. Идеальным сознание называют потому, что образы человека, хотя они и соответствуют объективным явлениям, не заключают в себе ни одного материального свойства.

Для того чтобы понять особенность познавательного образа, следует иметь в виду: познавательный образ возникает благодаря тому, что мозговые процессы опосредствуют предметную деятельность человека. Любой акт поведения, любая операция возможны лишь благодаря тому, что в основе движения лежат нейродинамические процессы, протекающие в центральной нервной системе. В свою очередь, физиологические механизмы формируются на базе предметной деятельности субъекта. Все это и означает, что мозговые системы, или, как их нередко называют, мозговые модели, являются функциональными представителями внешних воздействий, несущими информацию о внешних событиях. Такие системы следует называть функциональными потому, что они выполняют роль физиологических механизмов поведенческих актов в силу своей информационности. Поэтому, хотя функциональные системы формируются за счет определенных энергетических превращений, их содержание, информация не сводятся к энергии. Последняя есть лишь отражение внешних явлений. Как содержание сигнала не сводимо к его материальной форме, так и сознание, психика не могут быть отождествлены с теми нейродинамическими процессами, благодаря которым они формируются.

Можно отметить еще одну важную особенность субъективного образа, сознания. Как и у животных, так и у человека в психике отражено не состояние мозга, не его физиологические процессы, а внешний мир. Иначе, как остроумно замечает Л. Фейербах, кошка бросалась бы не на мышь, а царапала бы когтями свои собственные глаза. Если бы человек не имел ощущений, восприятий, он бы не видел, не слышал, не обонял, не осязал. Ощущения связывают человека с внешним миром. С помощью мыслей он отражает его закономерности. Одно из отличий сознания от изображений на экране телевизора, зеркала и т. д. состоит в том, что субъективные образы как бы открывают субъекту выход во внешний мир. Ни телевизор, ни зеркало не видят изображенных на их поверхности предметов.

Они доступны только человеку.

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдалённого будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам. Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Учёные обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.

Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание - функция человеческого мозга. Эволюционно-эпистемологическая трактовка сознания может быть дополнена нейрофизиологическим компонентом, позволяющим определить этот феномен как способ существования нейронных систем, в процессе реализации которого поддерживается относительная произвольность реакций (степеней свободы) отдельных нейронов и/или их комплексов, отражающая произвольность внешней (по отношению к нервной системе) среды. Большинство исследователей являются сторонниками вербальной теории сознания. Они говорят о решающей роли речевой деятельности в феномене сознания. Эти взгляды подкрепляются нейрофизиологическими данными. Отсутствие словесного отчета об условной реакции означает отсутствие её осознания. Для осознания любого внешнего раздражителя решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Оптимальные условия осознанного восприятия обеспечиваются включением механизма избирательного внимания. Избирательность внимания обеспечивается за счёт того, что ненужная информация хотя и воспринимается, но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется. Таким образом, мысль о важной роли памяти в возникновении субъективного опыта получает в исследованиях внимания дополнительное подтверждение.

Г.В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону, т.е. зону подпороговых раздражителей, на которые можно выработать условные рефлексы, но которые, однако, не будут осознаваться испытуемым. Таким образом, на неосознаваемом уровне возможна условно-рефлекторная деятельность, хотя и в достаточно узкой зоне, вблизи субъективных порогов. Открытие функциональной асимметрии мозга подчеркивает связь сознания с функциями доминантного речевого полушария. Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне. Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека. Исследование возможных механизмов сознания в связи с функциональной межполушарной ассимметрией мозга привело к представлению о некотором межполушарном распределении функций сознания. Так, вербальное сознание представлено в доминантном (левом у правшей) полушарии, а чувство «Я» (самооценка, самосознание) - в субдоминантном (правом у правшей). Поэтому правополушарные поражения приводят к личностным нарушениям, а левополушарные - к речевым.

Левому полушарию приписывают также функции «интерпретатора» мотивов и поступков правого полушария, даже если эти мотивы ему неизвестны; в этом случае, естественно, интерпретации могут быть ошибочными.

Односторонние поражения полушарий приводят к различающимся нарушениям сознания у левшей и правшей в зависимости от особенностей их межполушарной асимметрии. В связи с этим вводится термин «асимметрия сознания». Так, поражение правого полушария у правшей характеризуется приступообразным игнорированием левого пространства, возникновением переживаний далекого прошлого (например, детства); поражение же левого полушария приводит к потере речи и понимания, провалам в памяти, неадекватным поступкам (с последующей амнезией), проявлениям сумеречного сознания, автоматической неосознанной деятельности. Нарушение сознания у левшей в подобных ситуациях менее дифференцировано, более разнообразно и не так жестко связано со стороной поражения.

При нормальном же состоянии мозга ведущая роль в оценке ситуации, вынесении суждения и принятии решения принадлежит доминантному (чаще левому) полушарию, хотя и субдоминантное полушарие участвует в этих операциях на подсознательном уровне.

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов. Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию.

Подведём итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я». В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни её высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Изучение литературы показало, что вопрос о тесной связи мозга и сознания остается открытым. Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных.

Научно доказано, что сознание всегда связано с перечисленными ниже протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

  • 1. сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;
  • 2. стержнем сознания, способом его существования является знание;
  • 3. труд развивает сознание;
  • 4. речь (язык) формируют сознание;
  • 5. сознание является функцией мозга;
  • 6. сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;
  • 7. сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Таким образом, деятельность мозга и деятельность сознания неразрывно связаны.

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животного и человека. И в силу этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но сознание человека возникло и развивалось в тесной зависимости, с возникновение и развитием человеческого мозга, на это указывает тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательной способности сознания.

Главная функция мозга человека - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но в функциональном отношении между полушариями существует большое различие.

Левое полушарие отвечает за все виды речевой деятельности (понимание, говорение), обеспечивает процессы речи и письма, чтения, осуществляет счетные операции, относит объект к определенным классам.

Правое полушарие контролирует ориентировку в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильная координация).

Сознание не только отражает действительность, но и позволяет высказать к ней определенные отношения. Поэтому в структуру сознания входят: память, эмоции, чувство, воля, мотивация.

Концепция Спиркина

Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сознание - это не просто образ, а психическая (идеальная) форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование действительности.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и преобразовании действительности, а также в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов.

Концепция Иванова (сознание по Иванову)

Иванов представляет поле сознания в виде круга. Каждый сектор отвечает за определенную функцию.

Первый сектор: сфера телесно - перцептивных способностей и получаемых на их основе знаний. К этим способностям относятся: ощущения, восприятие, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы познания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных, человеческих тел.



Второй сектор: логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственного чувственного данного в сущностные уровни познаваемых объектов. В эту сферу входят: общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Главной целью является истина.

1 и 2 сектор образуют внешне-познавательную составляющую сознания.

Третий сектор: его связывают с эмоциональным компонентом сознания. Она лишена непосредственно связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. В эту сферу входят:

· Инстинктивно-аффектные состояния (предчувствие, неотчетливые переживания, стрессы, галлюцинации)

· Эмоции (гнев, страх, восторг)

· Чувства, которые отличаются большей отчетливостью (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия)

Главной целью сферы является принцип удовольствия.

Четвертый сектор: ценностно-мотивационный компонент. Здесь содержатся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, воображения. Главной целью сектора является красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.

Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Считается, что предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, цели, действия, положение в семье и коллективе.

Источники сознания

1. Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде понятийных образов

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания

3. Духовный вид индивида, его собственный уникальный опыт жизни, переживаний, т.е. в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, контролировать свое будущее

4. Мозг. Химико-биологическое состояние мозга - это один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира.

5. Космическое информационно-смысловое поле (мозг берет информацию из космоса)

Бессознательное

сознание мозг душевный человеческий

Наряду с сознанием, в психике человека существует сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающиеся (в данный момент) контролю со стороны знания. К бессознательному относится:

Гипнотическое состояние

Состояние невменяемости

Оговорки, описки

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, но позже могут попасть в сферу сознания, а может произойти наоборот. Так называемые «Автоматизмы» и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом перейти в сферу бессознательною.

Бессознательное по Фрейду.

З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, а порой даже решающей роли бессознательного. Психика человека по Фрейду имеет три сферы: «Оно», «Я», «сверх-ая».

«Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены различные биологические влияния: влечения сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Здесь главенствует принципы удовольствия, наслаждения.

«Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влияниями человека и внешней реальностью, кот. включает в себя природное и социальное окружение. Уровень «Я» стремится заменить принцип наслаждения принципом реальности, хотя это ему не всегда удается.

«Сверх-ая» - внутриличностная совесть, установки общества, идеалы, нормы, ценности, т.е. своего рода моральная цензура.

«Я» стремится быть посредником между миром и «Оно» и для мира «Оно».

Фрейд преувеличил значение бессознательного. Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я» и говорил, что человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влияниями и осознаваемыми социальными нормами. По Фрейду биологическое бессознательное является определяющим.

Г. Юнг в сфере бессознательного выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное у Фрейда является результатом индивидуальной жизни, то архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в жизни человека, передаваясь из поколения в поколение.

Архетип «Тень» - представляет собой образ низменного и антисоциального в человеке.

Архетип «Персона» - маска, под ней скрывается архетип «тень», её очень часто пользуется человек, чтобы скрыть антисоциальную сущность.

Архетип «Аниме» - женское начало мужчины.

Архетип «Анимус» - мужское начало женщины

Ведут как к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут приводить к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Архетип «Самость» - предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение ценностей и единства составных его частей.

Бессознательно и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психологической реальности человека. Между ними часто возникают противоречия, конфликты, но они все же взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

Язык и мышление

Язык - специфический способ человека- способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мысли. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Можно выделить 2 ф-ции языка:

мышление

Мышление - сложный многогранный психический процесс, имеющий свою структуру. С точки зрения способа своего внешнего выражения в нем выделяют 2 формы:

немая внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выраженное молчанием.

Физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, формы слов, жестов и мимики (вербальный и невербальный)

Мышление может классифицироваться и в зависимости от характера тех объектов, кот-ые оно отражает:

конкретное мышление, которое выраженно в терминах, словах,знаках, обозначающие отдельные конкретные вещи. Данный вид мышления связан с материальной реальностью.

Абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, отвлеченных понятиях, обозначающие невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений. Он отделен от материальной реальности.

И абстрактное и конкретное мышление выражается в знаках, символах, словах, в устной и письменной речи, в языке.

Язык - материальное ср-во выражения идеального духа, сознания, мышления.

Виды языков:

речевая форма - устная и письменная речь

неречевая - мимика, жесты, телодвижения.

Специальные языки - язык наук (мат., хим.)

Различные системы сигнализации - дорожные знаки, морские сигналы, схемы.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык, как средство общения играет важную роль в общественно трудовой деятельности людей.

Общее между сознанием и языком, состоит в том, что они 1) исторически возникли одновременно, т.е. идеи не могут существовать отдельно от языка. 2) и мышление и язык явл-ся продуктом длительного социально-исторического процесса. Язык и мышление не тождественны.

слово отражает лишь сущность предмета, не весь предмет, со всеми его многообразными свойствами. Мысль охватывает большее число свойств предмета.

В тройке сознание, слово, реальность, слово занимает срединную позицию, связывая сознание с реальностью. Таким образом, слово влияет и на мышление (поясняя его), и на реальность (преобразование).

Мысль - мимолетное, неустойчивое, смертное. Слово - более устойчиво, стабильно и бессмертно. Слово - воробей - вылетит - не поймаешь.

Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.


Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная , а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции – духовную и материальную.

Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

41. УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ .

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй