Типичные провалы рынка и причины их возникновения. Основные виды провалов рынка

Типичные провалы рынка и причины их возникновения. Основные виды провалов рынка

Вопросы лекции

1. Провалы рынка как основания деятельности государства.

а) внешние эффекты;

б) рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI);

в) общественные блага;

г) неполная информация.

2. Способы решения проблемы внешних эффектов (устранение провалов рынка): рыночные и административные инструменты.

а) корректирующие налоги и субсидии Пигу;

б) изменения в правах собственности: теорема Коуза;

в) законодательные запреты.

3. Фиаско государства. Проблемы, создаваемым государством.

Может ли государство быть неэффективным?

В данной лекции речь пойдет о том, насколько рынки в состоянии размещать ресурсы эффективно.

Во-первых, "провалы рынка" есть основание для государственного вмешательства в рыночный механизм. Мы увидим различные способы коррекции рынков и их дополнения посредством деятельности государства.

И, наконец, во-вторых, государство – далеко не идеальный механизм, ему также, как и рынку, присущи свои изъяны.

Если при работе в автоматическом режиме рынок по каким-либо причинам не обеспечивает общественную эффективность, то в таком случае говорят о провалах рынка .

Провалы рынка (фиаско рынка) есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности, или то, что рынок не способен обеспечить и поэтому выполняет государство. Само по себе «фиаско » рынка - это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Поэтому «провалы» («фиаско») рынка обычно подразумевает государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Формы провалов рынка:

1) внешние эффекты;

2) рыночная власть монополий (показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Ниршмана (HHI)

3) общественные блага;

4) неполная информация

Внешние эффекты . О них мы уже упоминали ранее. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах .

Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении .

Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках .

Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.


Таким образом, полные издержки для общества в целом (общественные издержки ), связанные с производством какого-либо блага, есть частные издержки фирм-производителей и те издержки, которые они «перекладывают» на других. Правда, не всегда ясно, что считать внешними издержками, так как отнесение чего-либо к таковым весьма субъективно и внешние издержки одних часто являются внешними выгодами для других.

Общественные издержки – частные издержки плюс внешние эффекты в производстве .

Подобным же образом полные выгоды для общества в целом (общественные выгоды , связанные с потреблением какого-либо блага, есть частные выгоды потребителей данного блага и те выгоды, которые достаются другим.

Общественные выгоды – частные выгоды плюс внешние эффекты в потреблении.

Можно выделить четыре разновидности внешних эффектов.

1. Внешние издержки производства . Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.). Это означает, что предельные общественные издержки (MSC ) производства химической продукции превышает предельные частные издержки (МС ) на величину внешних предельных издержек (MEC ).

На рис. 15.2 общественно эффективный выпуск химзавода будет Q * , где P = MSC . Химзавод, однако, будет выпускать объем продукции, равный Q ¢ (где P = MC ), который превышает эффективный уровень. Таким образом внешние издержки ведут к перепроизводству с точки зрения общественных интересов.

Рис. 15.2 Внешние издержки производства.

Проблема внешних издержек возникает из-за того, что никто не обладает правами собственности на естественные водоемы, воздух, а, следовательно, не может не допускать их загрязнение или же требовать за это плату в виде компенсации ущерба. В результате контроль за чистотой водоемов и воздуха возлагается на государство.

2. Внешние выгоды производства . Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек.

На рисунке, подобном рис. 15.2, в этом случае следовало бы поместить кривую MSC ниже кривой МС (превышение МС над MSC составляло бы предельные внешние выгоды – MEB ). Объем исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, установился бы там, где Р = МС , т.е. оказался бы меньше общественно эффективного уровня, при котором Р = MSC . Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объеме, равном общественно эффективному.

3. Внешние издержки потребления . Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то пользование автомобилями, проезжающими через него дачниками приносит жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги.

На рис. 15.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобилем для его владельца. Число поездок на дачу автомобилистом составит Q ¢, то есть установится там, где MВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q ¢, а именно, - Q * , то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р . Здесь превышение над MSB есть MEC (для потребителей).

Рис. 15.3 Внешние издержки потребления.

4. Внешние выгоды от потребления . Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, то жители расположенного на шоссе поселка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис.15.3 достаточно поменять местами и MSB . В таком случае превышение MSB над есть MEB .

Выводы. Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, когда имеют место внешние издержки много, а их цена занижается .

Во-вторых, когда имеют место внешние выгоды , то благ производится или потребляется слишком мало, а их цена занижается .

В-третьих, внешние издержки или выгоды от рыночных операций не отражаются в ценах .

В-четвёртых, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения частных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности, т. е. в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает MSB и MSC .

Рыночная власть. В предыдущих лекциях были кратко рассмотрены потери общества от рыночной власти монополии. Здесь к этому вопросу стоит вернуться уже на основе полученных нами дополнительных знаний.

Всегда, когда на рынках имеет место монополия, монопсония или же какая-либо форма несовершенной конкуренции, рынок не в состоянии установить равенство между MSB и MSC . Это показано с помощью рис. 15.4, который показывает кривые выручки и издержек для монополиста. При этом предполагается, что внешние эффекты отсутствуют. Общественно эффективный выпуск равен Q c , при котором MSB = MSC . Монополист, однако, производит меньшее количество, равное Q m , при котором MR = MC .

Рис. 15.4. Выпуск монополиста ниже общественно эффективного уровня.

В то же время потери общества от монополии можно показать и несколько иным способом, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 15.5 изображена отрасль, которая первоначально находится в условиях совершенной конкуренции, а затем превращается в монополию. Причем кривые выручки и издержек при этом не меняются.

Рис. 15.5 Чистые потери общества от монополизации.

При совершенной конкуренции в отрасли установится объем выпуска равный Q c , который будет продаваться по цене Р с. Здесь МС (= S ) = P (=AR ). Общая полезность потребителей представлена площадью под кривой спроса (MU ), которая есть сумма всех обозначенных цифрами площадей (от 1 до 7). Общие расходы потребителей есть Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Излишек потребителей есть разность между общей полезностью и общими расходами, или же пространство между ценой и кривой спроса (площади 1 + 2 + 3).

Излишек производителей (прибыль) есть разность между общей выручкой и общими издержками. Общая выручка равна Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Общие издержки есть площадь под кривой МС (площади 6 + 7). Излишек производителей есть пространство между ценой и кривой МС (площади 4 + 5).

Здесь нужно сделать одну оговорку. Строго говоря, площадь под кривой МС – это общие переменные издержки. Для того чтобы получить излишек производителей необходимо из суммы площадей 4 и 5 вычесть и все постоянные издержки. Но так как постоянные издержки не изменяются с изменением выпуска, то они не влияют на дальнейшие рассуждения, относящиеся к излишку производителей при совершенной конкуренции и монополии. В принципе, можно считать, что постоянные издержки отсутствуют (что, как мы уже знаем, справедливо для длительного периода).

Сумма излишков потребителей и излишка производителя есть пространство между кривой спроса и кривой МС . Это сумма площадей 1, 2, 3, 4 и 5.

Что произойдет, если отрасль превратится в монополию? Фирма-монополист будет производить Q m , приравнивая свои MR и MC , и реализовывать эту продукцию по цене P m . Общая выручка есть P m ´ Q m (площади 2 + 4 + 6). Общие издержки монополиста – это пространство под кривой МС (площадь 6). Таким образом, излишек производителя теперь есть сумма площадей 2 и 4. Это явно больший излишек, чем у производителей при совершенной конкуренции (так как площадь 2 больше, чем площадь 5).

В то же время излишек потребителей существенно сократится. При уровне потребления соответствующего Q m , общая полезность представлена суммой площадей 1, 2, 4 и 6, в то время как расходы потребителей представляют площади 2, 4 и 6. Излишек потребителей, таким образом, это лишь площадь 1. Заметим, что площадь 2 трансформировалась из потребительского излишка в излишек производителя-монополиста.

Важной концепцией объясняющей необходимость существования общественного сектора прежде всего государственного сектора и социально-экономическую роль государства в условиях рыночной экономики является теория провалов рынка и общественного блага. Виды микроэкономических провалов рынка: наличие монополий информационная асимметрия внешние и внутренние эффекты общественные блага.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг которые...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ПРОВАЛЫ РЫНКА

2.1. ВАЖНЕЙШИЕ ВИДЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА

Важной концепцией, объясняющей необходимость существования общественного сектора, прежде всего государственного сектора, и социально-экономическую роль государства в условиях рыночной экономики, является теория «провалов рынка и общественного блага».

В качестве синонимов данного термина используются также «изъяны рынка», «несовершенства рыночного механизма» и др. Государство и общественный сектор призваны функционировать в зонах провалов рынка. Наличие провалов рынка является основанием для государственного вмешательства в рыночные процессы, в частности путем формирования общественного сектора в зонах провалов рынка.

При этом характер государственного вмешательства должен в каждом случае соответствовать специфике конкретных провалов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.

В зонах провалов рынка возникает необходимость выполнения государством целого ряда функций :

  1. распределения ресурсов для производства общественных благ;
  2. перераспределения доходов для обеспечения социальной справедливости и стабильности;
  3. стабилизационной — для обеспечения устойчивого экономического роста;
  4. регулирующей — для поддержания конкуренции;
  5. социально-защитной и др.

В условиях саморегулируемой рыночной экономики встречаются различные виды провалов рынка на микро- и макроэкономическом уровне, ведущие к неэффективности распределения и использования ограниченных ресурсов, к социальной несправедливости и нестабильности.

В микроэкономической теории определяют провалы рынка, когда свободный рынок неэффективно выполняет свои функции наилучшего удовлетворения общественного спроса и потребностей населения по оптимальным ценам, т.е. не обеспечивает эффективности по Парето (общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение друг) , или вообще не производит соответствующих экономических благ.

Виды микроэкономических провалов рынка:

Наличие монополий,

Информационная асимметрия,

Внешние и внутренние эффекты,

Общественные блага.

1. Н аличие монополий , прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость:

Государственного вмешательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Примером может служить городской водопровод. Подвести к домам и квартирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водопроводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов города. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентрация экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.

Важно подчеркнуть значение конкретных масштабов рынка , или, иными словами, его емкости . На практике контроль над ограниченным рынком обычно сохраняет тот поставщик услуг, который первым сумел в приемлемой степени удовлетворить весь предъявляемый спрос: компания, первой построившая водопровод, нефтепровод, железную дорогу. Чтобы завладеть рынком, предполагающим естественную монополию, как правило, требуются значительно большие затраты, чем чтобы удержать его.

Естественная монополия чаще всего характерна для рынков услуг, поскольку они не поддаются транспортировке и в большинстве случаев могут реализовываться лишь тем потребителям, которые находятся в непосредственном контакте с производителем. Поставщики услуг вынуждены работать на ограниченный рынок, нередко более узкий, чем оптимальные масштабы концентрации производства (из этого правила имеются исключения, например телевещание, авиационный и автомобильный транспорт и др.).

Не имея возможности преодолеть естественную монополию без потери эффективности, государству приходится выбирать один из двух основных подходов : использовать меры регулирования не для устранения монополии, а для 1. прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста 2. заполнять зоны естественной монополии предприятиями, организациями и программами общественного сектора . Регулирование может выражаться, в частности, в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств.

Например, известная компания АТТ, чье положение в сфере дальних телефонных коммуникаций в США приближалось к естественной монополии, была по решению конгресса не только обязана предоставлять услуги всем желающим по ценам, устанавливаемым правительством, но также не имела права вторгаться на рынки товаров и услуг, не имевших непосредственного отношения к телефонной связи.

Предоставление государственными и муниципальными органами различного рода услуг в ситуациях естественной монополии — обычная практика в большинстве стран мира . Это касается многих видов коммунальных услуг, метрополитенов, почтовой службы и др. Естественная монополия может разрушаться за счет научно-технического прогресса.

Например, развитие глобальной сети Интернет и электронной почты сделало потребителей менее зависимыми от традиционной почты. Поэтому в ряде стран обычная почта, оставаясь в руках государства, ныне конкурирует с целым рядом других средств связи, находящихся в руках частного сектора.

2. Другой вид провалов рынка — информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ. Как правило , она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образования, где без вмешательства государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и значительному ущербу для потребителей.

Например, навязыванию пациентам врачами дополнительных услуг вплоть до излишних дорогостоящих операций при наличии альтернативных методов лечения заболеваний .

Существуют также отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потребителей,

например страхование, где ущерб может быть нанесен недостаточно информированному страховщику при заниженном уровне оценке риска клиента и установлении заниженного уровня страховой премии (взноса), например в страховании жизни и здоровья населения.

Функционирование рынка решающим образом зависит от того, насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, об альтернативных возможностях их производства и приобретения . Информационная асимметрия лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей.

Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства, в частности наличия государственного и муниципального сектора в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование соответствующих видов деятельности, аккредитация учреждений и др.).

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.

Информационная асимметрия более характерна для отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-продажа услуги, обладающей свойством неосязаемости, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства. Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других провалов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии — издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты ), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений. Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей Деятельности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные варианты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загрязнения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производителями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образования, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для потребителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии , которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов , которые могут принести одной из сторон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести экономический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь основой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага — вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

- чистые общественные блага , которые рынок не производит вообще (национальная оборона),

- смешанные общественные блага (клубные, социально значимые и квазиобщественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Источником их производства могут быть гражданское общество (клубные блага (телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях естественной монополии).

Общественное благо характеризуется двумя свойствами — неконкурентностью (неизбирательностью) и неисключаемостью.

1. Неконкурентность означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других. Такое благо неконкурентно и неизбирательно, так как оно потребляется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю; следовательно, нецелесообразно назначать плату за его потребление. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. Неисключаемость означает, что технически невозможно ограничить потребление общественных благ или такое ограничение экономически нецелесообразно из-за неприемлемо высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к общественному благу дополнительного потребителя, или на введение механизма его платности. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

Блага, которым присущи оба свойства в полном объеме, называются чистыми общественными благами . К ним относятся национальная оборона, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, законодательство. На практике только небольшое число экономических благ относится к чистым общественным благам. Большинство общественных благ представляют собой смешанные общественные блага, где одно из их базовых свойств (неконкурентность или неисключаемость) проявляется слабо или отсутствует.

Чистые общественные блага характеризуются большим диапазоном положительных внешних эффектов.

Помимо вышеуказанных особенностей, общественные блага обладают следующими чертами:

3) неделимостью блага , обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

4 ) нерыночным характером стоимости блага , связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

Некоторым смешанным общественным благам, т.е. исключаемым благам, присущ сильно выраженный положительный внешний эффект. Такие блага принято называть социально значимыми благами, или благами особого достоинства. К ним относятся услуги образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и социального страхования. Положительные внешние эффекты не представляется возможным интернализовать (превратить их во внутренние) с помощью конкурентно-ценового механизма, а значит, в условиях рынка будет иметь место недопроизводство таких благ. Как и в случае с чистыми общественными благами, при производстве социально значимых благ внешний эффект их воздействия затрагивает тех граждан, которые не участвуют в их оплате. Возникает проблема «безбилетного пассажира».

Все чистые общественные блага и многие социально значимые блага финансируются государством за счет бюджета и налоговых доходов, а также из внебюджетных фондов обязательного социального страхования и страховых взносов (социальных налогов).

К смешанным общественным благам могут быть отнесены у слуги и продукция отраслей естественных монополий (электроэнергетика, коммунальные услуги, железнодорожный и трубопроводный транспорт, почтовая и другие виды связи и т.д .) в связи с их стратегической ролью в социально-экономической жизни страны.

Смешанные общественные блага — социально значимые и блага естественных монополий — могут быть произведены в государственном и частном секторах экономики. Границы применения платности при производстве социально значимых благ (образование, здравоохранение и культура) обусловливаются не только соотношением свойств общественного блага (неисключаемости и несостязательности), но и фактором, связанным с асимметрией информации. Смешанные общественные блага в виде продукции и услуг естественных монополий производятся на платной основе, но рынок таких товаров и услуг является монопольным, и он требует соответствующих методов государственного регулирования.

К смешанным общественным благам относятся исключаемые блага ограниченного доступа и перегружаемые блага.

1. Исключаемые блага ограниченного доступа означают распространение принципа исключения не на индивида, а на коллектив индивидов, необходимость которого обусловлена совместным, коллективным характером их потребления. Такие блага принято называть клубными благами (плавательный бассейн, спортивные клубы и т.д.). Предельные издержки на доступ к потреблению таких благ невелики, и принцип платности применяется в сфере их потребления в специфической форме вступительных и членских взносов.

2. Существует такой вид общественных благ, как перегружаемые общественные блага (дороги, мосты, тоннели и т.д.), потребление которых до определенного предела неконкурентно, неизбирательно, может финансироваться за счет бюджета и быть бесплатным для потребителя . Однако наступает рубеж, когда возникает их перегрузка («пробки» на автомобильных дорогах), растут предельные издержки и конкурентность в потреблении и может быть введена платность за пользование такими благами (плата за проезд по автострадам).

В зависимости от масштабов положительного внешнего эффекта, от степени территориального охвата полезного действия общественного блага принято выделять международные, общенациональные и локальные (местные) общественные блага.

1) международные общественные блага . Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;

2) национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;

3) местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики . В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1. напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

2) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Каковы основные виды провалов рынка на микроэкономическом уровне?
  2. Назовите макроэкономические причины провалов рыночной экономики.
  3. Какие основные виды монополий встречаются в рыночной экономике?
  4. Какие методы интернализации внешних эффектов использует государство?
  5. В чем различие экстерналии и интерналии?
  6. Каковы основные свойства чистых общественных благ?
  7. Назовите основные виды смешанных общественных благ и опишите их свойства.
  8. Что такое перегружаемые и исключаемые общественные блага?
  9. Каковы основные формы и методы государственного вмешательства для преодоления провалов рынка?
  10. Назовите классификацию общественных благ в концепции экономической социодинамики.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
3582. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка. Экономические и неэкономические блага 4.44 KB
Субъекты рынка. вся информация заключена в ценах которые сообщают о ситуации на товарных рынках. Рынок продавца Рынок покупателя Условия возникновения рынка: Экономическая обособленность участников обмена.
9244. Фиаско (дефекты, провалы) рынка 23.78 KB
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.
3338. Провалы, или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок 5.03 KB
Провалы фиаско рынка: в случае рыночной власти при существовании внешних эффектов при производстве общественных благ в случае ассиметричной информации. Способы решения проблем внешних эффектов: Интернализация внешних эффектов. а Например если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.
2391. Как оценить природные блага 5.84 KB
Как оценить природные блага Экономистыэкологи пытаются оценить природные ресурсы и экологические услуги повысить конкурентоспособность природы в Борьбе с техногенными решениями. Это не означает что можно точно экономически оценить все природные блага и услуги. Как оценить красивый ландшафт Как точно измерить экономическую ценность уникального цветка или птицы Конечно это невозможно. Не все эти подходы хорошо разработаны в них имеются противоречивые моменты однако можно хотя бы в самом первом приближении оценить...
3268. Капитал и услуги капитала. Понятие рынка услуг капитала, рынка заемных средств и рынка капитальных благ 3.98 KB
Понятие рынка услуг капитала рынка заемных средств и рынка капитальных благ. Понятие капитала: классики неоклассики физический капитал или капитальные блага; более совр. Услуги капитала – это работа функционирование данных производственных фондов станков машин складов и т.
21860. ДЕНЬГИ И ЦЕННЫЕ БУМАГИ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА 28.03 KB
Объекты гражданских правоотношений. В ранее действовавшем гражданском кодексе вообще не было норм раскрывающих понятие и классификацию объектов гражданского права. Многие институты касающиеся объектов гражданского права были впервые включены в Гражданский кодекс РФ. В условиях кардинального обновления гражданского законодательства особенно актуальна проблема объектов гражданского права.
16122. Культурные блага и необходимость их опеки государством в условиях кризиса 14.25 KB
Развитие культуры и искусства полноценное культурное воспитание молодежи сохранение культурных традиций невозможны без государственной поддержки. В сегодняшних условиях когда государственные институты культуры слабы нет условий для активного развития рынка культурных благ и досуговых услуг особенно актуальным является научное обоснование необходимости такой государственной поддержки. Одним из наиболее важных результатов исследований в экономике культуры на сегодняшний день является болезнь Баумоля. Особенность работы организаций сферы...
2406. ЭКСТЕРНАЛИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ 22.75 KB
Их принципиальные особенности: они возникают когда действия фирмы или индивидуума непосредственно влияют на издержки и выгоды каких-либо других фирм или индивидуумов; они не находят полного отражения в рыночных ценах; для них характерно воздействие на третьи лица не принимающие участия в рыночной сделке как продавцы или покупатели и отнесение части издержек или выгод от сделки на их счёт...
3282. Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Герфиндаля 5.35 KB
Индекс Герфиндаля. Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля степень концентрации рынка вычисляемая посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли: H – индекс Герфиндаля; доли фирм на рынке которые суммируются в порядке убывания и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынке. Если индекс Герфиндаля не превышает 1000 то концентрация рынка считается низкой. Индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли...

В результате выполнения своих функций рынок неплохо решает три ключевые задачи экономической жизни: что, как и для кого производить. Поэтому говорят о действенности рынка, т.е. об эффективности рынка в решении этих трех задач. Действенность (эффективность) рынка подтверждается следующим.

  • 1. Именно рынок наилучшим образом определяет тот набор продуктов, который необходим потребителю. Свобода потребительского выбора (суверенитет потребителя) в рыночной экономике несравненно выше, чем в традиционной и тем более социалистической экономической системе (см. 6.1). Большинство людей, живших в России при социалистической, а затем при рыночной системе, это подтвердят.
  • 2. Аллокативная эффективность, т.е. нахождение оптимальной комбинации экономических ресурсов для производителя, которая даст оптимальную комбинацию продуктов для потребителя (см. 1.6), в целом выше именно в рыночной системе. Предшествующий рынку нерыночный механизм делал аллокацию ресурсов затруднительной из-за слабого развития разделения труда. Социалистический механизм подчинял аллокацию ресурсов сигналам сверху, а не снизу, в результате чего даже стремящийся полностью удовлетворить запросы потребителей социалистический механизм постоянно порождал дефицит потребительской продукции, что в рыночной экономике наблюдается намного реже. В то же время не будем преувеличивать аллокативную эффективность рыночной экономики, которая не всегда обеспечивает достаточное производство всех товаров и услуг, особенно общественных.
  • 3. Производственная и технологическая эффективность в рыночных условиях повышаются довольно быстро. Главные причины этого состоят в том, что условиями функционирования рынка признаются самостоятельность экономических агентов (частная собственность), свобода предпринимательства и конкуренция. В мире производители имеют свободу наращивания принадлежащих им экономических активов, где они ощущают постоянную конкуренцию других производителей. В таком мире неизбежно растет производственная и технологическая эффективность.

Провалы рынка

Действенность рынка делает его в принципе весьма эффективным механизмом. Однако это не означает, что рыночные отношения являются совершенными и обеспечивают только прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую их антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий между ними. Примером могут быть отрицательные экстерналии, слабая ориентация рынка на производство общественных благ – перечень несовершенств рынка можно продолжить.

Несовершенства (провалы , фиаско )рынка – это недостатки рынка, которые связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию, и неспособностью обеспечить производство важных благ в достаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы, фиаско рынка?

  • 1. Рынок не способен противостоять несовершенной конкуренции. В условиях рыночной стихии часто возникают монополии и олигополии, завышающие цены на свою продукцию. Это вызывает необходимость государственного регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт, а также проводить государственную политику защиты конкурентной среды.
  • 2. Рынок слабо заинтересован производить общественные блага. Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо в недостаточном количестве.
  • 3. Рыночный механизм малопригоден для устранения экстерналий, особенно отрицательных. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый отрицательными внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства.
  • 4. Рынок обладает слабой способностью обеспечивать людям социальные гарантии, и тем более нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе индифферентен к социальной справедливости при распределении ресурсов и доходов. Он также не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Поэтому каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
  • 5. Рыночный механизм порождает неполноту и асимметрию информации. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства, но одновременно конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении их дел. К тому же информация стоит денег, и поэтому экономические агенты – производители и потребители – обладают ею в различной степени, асимметрично.

Отсутствие полной информации и ее асимметричность создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Поэтому наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

  • 6. Нередко говорят о таком провале, как неспособность рыночного механизма полностью развить некоторые жизненно необходимые для страны товарные рынки (например, рынки вооружений, жилья, продовольствия), поддерживать в требуемых размерах рынки социально значимых услуг – образования, здравоохранения. В результате развитием этих рынков вынуждено заниматься государство.
  • 7. Наконец, рыночной экономике присущ такой провал, как цикличность. Это свойство рыночной экономики становилось все заметнее по мере ее преобладания в развитых странах, начиная уже с первых десятилетий XIX в. Становилось ясно, что рынок подвержен экономическим циклам, которые приводят к сочетанию фаз экономического подъема и бума с фазами спада и депрессии (см. гл. 3 учебника "Макроэкономика"). Последний по счету, по не по значению, провал рынка требует со стороны государства проведения антициклической политики, которая становится важным элементом всей государственной экономической политики начиная с Великой депрессии 1930-х гг.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Фиаско рынка могут быть смягчены участием государства в решении проблем, которые не обеспечиваются чисто рыночным механизмом.

Роль государства в рыночной экономике

Провалы рынка вызывают необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Особенно это заметно в последние сто лет. По сравнению с началом XX в. неизмеримо увеличились размеры государственного бюджета по отношению к ВВП и выросло значение государственного сектора в экономике. На этой основе государство может осуществлять огромные расходы на экономическую и социальную сферы, и поэтому нередко говорят, что современная экономика является не чисто рыночной, а смешанной. Тем не менее будет ошибкой считать, что в современной экономике государство – равный партер частного предпринимательства. Например, в России государство производит, по оценке, 25–30% ВВП, а остальное – домохозяйства и фирмы (многие из которых, правда, считаются частично или даже полностью государственными). Основные сторонники активной роли государства в экономике – неокейнсианцы – подчеркивают вспомогательную роль государства по отношению к частному предпринимательству.

Иная причина вмешательства государства в экономику – необходимость соблюдения "правил игры" в ней. Даже негативно относящиеся к активной роли государства в экономике неолиберальное и неоклассическое направления экономической теории согласны, что создание, поддержание и укрепление институтов признается важной обязанностью государства в обществе (см. 4.1 в учебнике "Макроэкономика").

Выводы

  • 1. Рынок – это сложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.
  • 2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.
  • 3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.
  • 4. Конкуренция – одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.
  • 5. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка. Так, рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не всегда обеспечивает экономических агентов достаточной и симметричной информацией. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Рыночная экономика циклична. К тому же она не всегда в состоянии обеспечить развитие всех необходимых обществу рынков. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.

Термины и понятия

Институты

Трансакционные издержки

Конкуренция

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополия

Монопсония

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Экстерналии (внешние эффекты)

Общественные блага

Действенность рынка

Несовершенства (провалы, фиаско) рынка

План.

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

Таким образом,

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка:

Рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на купле и продаже товаров, услуг и денег.

Наиболее полно сущность рынка раскрывается через его функции :

  • Информационная.
  • Регулирующая.
  • Стимулирующая.
  • Контролирующая.
  • Ценообразующая
  • Дифференцирующая.

Рынок – великое завоевание человеческой цивилизации, но в то же время он имеет и недостатки.

Положительные черты рынка:

  • Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек.
  • Независимость производителей и потребителей в принятии решений.
  • Способность удовлетворять потребности в необходимом количестве и высоком качестве.
  1. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок имеет определённую структуру – внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

  1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег и т.п.
  2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
  3. По степени ограничения конкуренции : рынок свободной конкуренции, рынок чистой монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции.
  4. По отраслям : автомобильный, зерновой и т.д.
  5. По характеру продаж : оптовый, розничный.
  6. С точки зрения соответствия закону : легальный рынок (соответствующий закону) и теневой рынок (не соответствующий).
  7. Также разделяют рынок продавцов и рынок покупателей.

Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рынка. Инфраструктура выполняет очень важные функции: облегчает встречу продавцов и покупателей, облегчает сделки, позволяет государству и обществу контролировать рынок.

Следует различать инфраструктуру товарного, финансового рынков, рынка труда.

Элементы инфраструктуры рынка: товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, банки, налоговые службы и т.д.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы, где цены устанавливаются публично (котируются). Это определение не относится к бирже труда.

В практике товарных бирж встречаются несколько типов сделок : форвардные, фьючерсные, опцион. Биржевая практика связана с понятием «хеджирование» (ограждение, страхование). Это процесс, который преследует цель обеспечить страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен.

Основными действующими лицами на бирже являются : брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Провалы – это случаи, когда рыночное саморегулирование не решает экономические и социальные проблемы рынка и требуется государственное вмешательство для их решения. Форм проявления провалов рынка много:

  • Возникновение внешних эффектов.
  • Рынок не производит общественные блага.
  • Асимметричность информации.
  • Рынок связан с риском и неопределённостью.

Что такое внешние эффекты ? Это издержки или выгоды от побочного воздействия внешних эффектов в процессе рыночных операций, не отражающиеся, однако на рыночных ценах товаров и услуг. Внешние эффекты воздействуют прежде всего на третьих лиц (людей, непосредственно не участвующих в материальных и денежных затратах на производство этих услуг и товаров. Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными.

Последствия существования внешних эффектов заключаются в том, что ресурсы распределяются неэффективно и теряется общественная полезность. Примером отрицательных внешних эффектов могут быть такие явления как загрязнение окружающей среды фирмами (вредные выбросы) или эффект «пассивного курения».

Сегодня последствия загрязнения окружающей среды приняли международный характер (мировой «парниковый эффект»).

Вопрос о регулировании внешних эффектов в ХХ-ХХI веках стоит очень остро. Отрицательные внешние эффекты регулируются при помощи стандартов и норм, налогов, «платы за выбросы» и т.д.

Положительные внешние эффекты – допустим, облегчение возможности получить дополнительное образование – учёные, например, А. Пигу, предлагают регулировать через субсидии и гранты.

Общественное благо – это товары и услуги, в которых нуждаются все, независимо от платы за них. Чисто общественное благо – благо, которое нельзя предоставить одному лицу без предоставления всем остальным. Обычно эти блага потребляются сообща. Общественные блага обладают чертами неисключаемости и совместного потребления; появление новых потребителей обычно не уменьшает выгоду потребления для других и т.д.

Эти блага обычно связаны с эффектом «безбилетника», который заключается в том, что у людей возникает соблазн не платить за их производство. Трудность получения платы за них приводит к невыгодности их производства, так что государство вынуждено брать его на себя. Пример чисто общественных благ: национальная оборона, дорожная сеть, пожарная служба и т.п. Фактически эти товары оплачиваются всеми налогоплательщиками. Есть и другие виды общественных благ, которые люди могут получать как бесплатно, так и за плату.

Ещё один вид провала рынка – асимметричность информации . Это ситуация, когда часть участников рынка в процессе сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие участник сделки. Это явление имеет отношение ко многим рынкам: рынку труда, рынку сложных товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

Контрольные вопросы для самопроверки.

  1. Назовите функции рынка. Какие из этих функций, на ваш взгляд, не работают в экономике современной России?
  2. Какие функции выполняет инфраструктура рынка? Какие элементы инфраструктуры финансового рынка вы знаете?
  3. Назовите формы проявления провалов рынка.
  4. Назовите основных агентов рынка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Объясните, каким образом рынок служит средством обмена информацией о решениях домохозяйств и фирм.
  2. Связаны ли провалы рынка с этическими проблемами? Или здесь только экономика?

Основная литература.

1. Пястолов С.М. Экономика.гл.6

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.10,11.


Вопросы для размышления.

  1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек.
  2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?

Основная литература.

1. Пястолов.С.М.Экономика.,гл.3

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.3-7,11.

Дополнительная литература.

  1. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2./Под ред. Журавлевой Г.П.- Гл.5,6.
  2. Экономика. /Под ред. Булатова А.С.- Гл.5.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под. Ред. Грязновой А.Г., Юданова В.П. Т.2
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл.3-13.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл.4,30.

Вопросы для размышления.

  1. Как вы понимаете выражение Ф. Хайека: «Конкуренция – процедура открытия…»?
  2. От чего зависит, будет ли отрасль конкурентной, то есть состоящей из большого количества небольших фирм, или в ней будут господствовать несколько крупных фирм?
  3. В чём сходство и в чём различие между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией?
  4. В чём сильные и слабые стороны антимонопольного регулирования в России?
  5. Немногочисленность конкурентов-олигополистов означает всеобщую взаимосвязанность. При прочих равных условиях эта взаимозависимость изменится прямо или обратно пропорционально дифференциации продукта по числу фирм?

Лекция 5.

План

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.
  2. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.
  3. Основные принципы классификации инфляции.
  4. Измерение инфляции: показатели и основные проблемы.
  5. Социально-экономические последствия инфляции.
  6. Антиинфляционная политика.

Аннотация лекции

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – «вздутие») впервые был введён в оборот в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. XIX века для обозначения ситуации потери деньгами своей покупательной способности. В научной литературе это понятие появилось в ХХ веке.

Однако само по себе данное явление известно человечеству с момента появления денежного обращения. А в ХХ веке инфляция стала хронической, практически неизбежной, так как провоцирующих её факторов было значительно больше, чем сдерживающих.

В экономической теории подходы к пониманию роли и последствий инфляции были разные. Представители классической буржуазной политэкономии изучали инфляцию как часть теории денег. Даже Дж. М. Кейнс впервые проанализировал инфляцию в качестве элемента макроэкономической теории, а позже монетарная теория уже включила проблемы инфляции в макроэкономическую теорию как её важную составляющую. Всё это позволяет предположить, что инфляция – неоднозначное явление.

В российской экономической литературе инфляция трактовалась по-разному. В 1930-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков; в 1960-1970-е гг. – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. Инфляции можно дать такое определение: инфляция – снижение покупательной способности номинальной денежной единицы под действием целого ряда факторов, что выражается, прежде всего, в появлении устойчивой тенденции к повышению общего уровня цен на рынках товаров и платных услуг.

В этом определении важны акценты:

  • «ряд факторов»
  • «устойчивая тенденция»
  • «общий уровень цен»
  • «на рынках товаров»
  1. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.

Условием возникновения инфляции является несоответствие номинальной денежной массы, с одной стороны, и товарной массы – с другой. Ситуация выводится из уравнения денежного обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег: M × V = P × Y,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Y – реальный доход;

Р – индекс цен.

Но одно лишь это условие не объясняет причины возникновения инфляции. Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства.

Важнейшие причины можно сгруппировать по-разному, например, разделить на внутренние и внешние.

Лекция 6.

План:

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.
  2. Исторический подход к анализу причин безработицы и классификация её видов.
  3. Монетаристский подход к анализу безработицы. Современная классификация безработицы.
  4. Последствия безработицы: неэкономические и экономические. Закон Оукена.
  5. Государственная политика борьбы с безработицей.
  6. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Аннотация лекции.

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.

Рынок труда – сфера устойчивого обмена меду продавцами услуг труда и покупателями этих услуг .

Этот рынок, в отличие от других, подчиняется не только законам экономики, но и социально-психологическим законам. Экономическая функция рынка труда – обеспечение оптимального воспроизводства рабочей силы, а социальная функция – обеспечение качества жизни работника и его семьи.

Механизм рынка труда на макроуровне представляет собой сочетание совокупного рыночного спроса (AD) на трудовые услуги и рыночного предложения (AS) трудовых услуг.

Объект и субъект рынка труда – население, а исходный показатель рынка труда – занятость населения.

Население (POP) с макроэкономической очки зрения делится на две группы:

  1. Включаемые в число рабочей силы (по классификации MOT – «экономически активное население» (L).
  2. Не включаемое в число рабочей силы (NL).

POP = L + NL

Людей, не включённых в состав рабочей силы NL иногда называют институциональным населением. В эту группу входят две большие подгруппы:

  • Дети до 16 лет.
  • Люди, отбывающие срок в тюрьмах.
  • Люди, находящиеся в психиатрических больницах.
  • Инвалиды.
  • Студенты дневного отделения.
  • Вышедшие на пенсию.
  • Домохозяйки.
  • Бродяги (бомжи).
  • Люди, искавшие работу, но прекратившие её поиски.

Таким образом, рабочая сила включает в себя две группы населения: занятые и безработные.

Занятые (Е) – люди, имеющие работу, при этом неважно, занят человек полный или неполный рабочий день

Безработные (U) – люди, не имеющие работы, но активно её ищущие, или ожидающие начала трудовой деятельности. Поиск работы – главный критерий безработного.

Показатели безработицы:

  1. Основной показатель – уровень безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы.

U = U х 100%

  1. Показатель средней продолжительности безработицы в расчёте на одного безработного.
  2. Удельный вес рабочего времени, потерянного из-за безработицы.

Рынок: сущность, функции. Провалы рынка.

План.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.
  2. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.
  3. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.

В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.

Главное условие появления обмена, а затем и рынка – общественное разделение труда. Обмен существует во всех исторических эпохах (может быть также и обмен продуктами труда – бартер), товарное же обращение появилось позднее. Оно представляет собой товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т), поэтому связано с денежным обращением. Примерно 6-7 тысяч лет назад товарное обращение начало носить всеобщий характер и утвердилось как система рынка.

Таким образом, рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного хозяйства, обусловленный разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. При этом рынок не только историческое явление, но и культурное, философское и, конечно, экономическое.

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка.

Основные причины провала рынка, внешние и внутренние особенности

Рынок является системой, которая функционирует эффективно в том случае, когда задача обеспечения организации торговли на взаимовыгодных условиях реализуется полноценно. Идеальный рынок обязан сделать реальным любой обмен, если он выгодный для обеих сторон. Когда рынок неспособен выполнить свою функцию, возникает понятие провалов рынка, при этом ограниченные ресурсы распределяются нецелесообразно. Как правило, к провалам рынка относится недостаточная конкуренция, также ученые причисляют к этой категории внешние эффекты и общественные блага.

Действующая теория провалов рынка и внешние эффекты

Специалисты говорят, что к провалам рынка можно отнести внешние эффекты. При этом рынок не способен адекватно передавать информацию о цене. Ценовая политика обязана отображать объективную стоимость производства товаров, услуг. В процессе покупки-продажи участвуют производитель и клиент. Если их действия начинают оказывать влияние на третьих, непричастных к процессу торговли лиц, то речь идет о таких типах провала рынка, как внешние эффекты. Например, загрязнение окружающей среды.

Каковы последствия провала рынка: общественные блага и рыночное фиаско

Товары и услуги обладают двумя основными характеристиками. Во-первых, это свойство исключения. То есть производитель одним лицам предлагает свой товар, а другим – нет. Второе свойство – соперничество. Если единицу использует одно лицо, то другое ее использовать уже не может. Такие особенности обычно рассматриваются в условиях наличия или отсутствия конкуренции. Если товар не обладает свойствами исключения и соперничества, то его называют общественным благом. К таким относятся, например, работа милиции, космическая программа, уход за улицами населенных пунктов и многое другое. Известно, что виды провалов рынка включают в себя блага общественного значения.

Недостаточна конкуренция и основные типы провалов рынка в экономике

Также к провалам рынка относится недостаточная конкуренция. Рыночные цены должны отражать альтернативную стоимость. Если начинают проявляться пагубные эффекты извне, цены падают ниже альтернативных. В случае, когда конкуренция недостаточно высокая, цены начинают неоправданно повышаться, что может повлечь за собой рыночное фиаско. Среди причин провала рынка эта, наверное, является одной из главных. Подобная схема характерна для рынков-монополий, когда потребитель начинает получать ложный сигнал о цене. Далее могут последовать экономически необоснованные замены. Подобные ситуации сильно расшатывают рынок товаров и услуг, вносят нестабильность.

Какие другие провалы рынка можно назвать?

Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй