Сенсорные асимметрии мозга человека. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов Асимметрии у близнецов

Сенсорные асимметрии мозга человека. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов Асимметрии у близнецов

08.02.2024

Анализ исследований проблемы функциональной асимметрии парных органов и ее роли в обеспечении профессиональной деятельности свидетельствует о том, что широкое практическое использование результатов исследований затруднено в связи с недостаточной разработкой экспресс-диагностики функциональной асимметрии парных органов, ее динамики при воздействии факторов среды в конкретных видах профессиональной деятельности и, в частности, при управлении современными летательными аппаратами.

В связи с этим было проведена работа, целью которой явилось: 1) изучение особенностей функциональной асимметрии парных органов у пилотов с различными профессиональными характеристиками; 2) разработка и экспериментальная проверка экспресс-методик определения функциональной асимметрии рук, ног, зрения, слуха и полушарий мозга у пилотов; 3) изучение динамики показателей функциональной асимметрии у пилотов в процессе их профессиональной деятельности; 4) определение значимости изучаемых показателей и их сочетаний в психической деятельности пилотов .

Для определения функциональных асимметрий рук, ног, зрения и слуха использовались относительно простые тесты . На основе данных об асимметрии слуха определялось доминирование того или иного полушария мозга в восприятии вербальной информации. Для выявления ведущей руки учитывались данные 10 тестов по измерению силы, ловкости, скорости реакций и двигательной координации, определению развитости, предпочтительности той или иной руки в труде и т. д. Интегральный коэффициент доминирования руки определялся по формуле:

где Σ п – общее количество тестов, в которых преобладала правая рука, Σ л – общее количество тестов, в которых преобладала левая рука, Σ ο – общее количество тестов, в которых выявлена симметрия рук.

Для определения ведущего глаза использовался лист плотной бумаги (5x10 см) с отверствием в центре (1x1 см), который размещался перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Обследуемый должен был взглядом фиксировать через отверстие небольшой предмет, расположенный на расстоянии 2–3 м. Если при закрывании одного глаза светонепроницаемой заслонкой он продолжал видеть цель через отверстие, то второй глаз считался ведущим. Если смещение объекта наступало при поочередном закрывании левого и правого глаза, то оба они расценивались как равные по прицельной способности.

Функциональную асимметрию слуха в восприятии вербальной информации определяли методом дихотического прослушивания слов. Слова, произносимые диктором, записывались раздельно на двух дорожках магнитной ленты по четыре пары в каждой серии (типа «гол – тир», «бой – май», «мир – том» и т.п). Воспроизводились они стереомагнитофоном и прослушивались обследуемым через стереонаушники. Темп подачи – два слова в 1 сек. Всего предъявлялось 15 серий с перерывом между ними в 20 сек. (для записи воспринятых слов). При прослушивании каждой серии обследуемому нужно было запомнить как можно больше слов независимо от стороны их подачи и правильно записать все запомнившиеся слова. Выраженность функциональной асимметрии оценивали по величине коэффициента правого уха:

где Σ п и Σ л – общее количество правильно воспроизведенных слов, услышанных соответственно правым и левым ухом.

Индивидуальный профиль функциональной асимметрии определялся как правый, если выявлялась правая асимметрия всех четырех изученных парных органов (рук, ног, глаз, ушей), как левый, если обнаруживалась у всех парных органов левая асимметрия, и как смешанный, если правая асимметрия одних органов сочеталась с симметрией или левой асимметрией других парных органов.

Профиль изучался у 330 физически здоровых пилотов в возрасте 19–28 лет, обслуживающих легкие самолеты. Все пилоты были разделены по уровню профессиональной эффективности (качество деятельности, наличие или отсутствие ошибок, аварий и предпосылок к летным происшествиям) на три группы – хороших, удовлетворительных и плохих специалистов. Была обследована также группа пилотов (67 человек), имеющих функциональные заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, но допущенных к летной работе. Проведено изучение деятельности 90 пилотов с различным профилем функциональной асимметрии при ликвидации аварийных ситуаций, моделируемых на комплексном тренажере. Исследование динамики функциональной асимметрии проводилось путем сопоставления ее показателей у операторов наземных систем управления (68 человек) и пилотов с различным уровнем профессиональной подготовки – от курсантов до пилотов высшей квалификации (летчиков-испытателей, мастеров самолетного спорта).

С целью определения возможных различий в характере и степени выраженности функциональных асимметрий парных органов у пилотов по сравнению с лицами нелетных операторских профессий были определены показатели моторной асимметрии рук, ног и сенсорной – зрения, слуха. Результаты показали, что у всех обследуемых функциональные асимметрии по изучаемым показателям значительно преобладают над функциональными симметриями (табл. 28). Из асимметрий отмечается преобладание правостороннего доминирования рук, зрения и слуха. Достоверные различия между группами выявлены только по соотношениям функциональной асимметрии и симметрии слуха.

При сопоставлении показателей функциональной асимметрии с разным уровнем профессиональной подготовки пилотов установлено, что статистически значимое преобладание количества лиц с правосторонней латерализацией функций рук, зрения и слуха отмечается только в группе пилотов высшей квалификации и пилотов 1 -го класса. Данный факт – свидетельство стабильности показателя функциональной асимметрии в однородной профессиональной группе. Выраженное преобладание лиц с правосторонними асимметриями среди пилотов высокого уровня профессиональной подготовки связано, вероятно, с увеличением лате-рализации функций (особенно в полушариях мозга) при формировании профессионального мастерства, а также с дисквалификацией на ранних стадиях профессионального становления преимущественно лиц с левосторонними асимметриями и симметриями парных органов.

Независимо от уровня квалификации (классной подготовленности) качество профессиональной деятельности пилотов различно. В связи с этим проведено исследование показателей функциональной асимметрии у пилотов с хорошим, удовлетворительным и неудовлетворительным качеством деятельности.

Таблица 28

Характер функциональной асимметрии (симметрии) у пилотов и операторов (число случаев, %)

Р≤ Р≤ 0,001.

Полученные результаты показывают, что во всех группах пилотов сохраняется преобладание лиц с правосторонней асимметрией рук, зрения и слуха (табл. 29). При этом средний коэффициент доминирования правой руки (К пр) у них составил 64+1,7%, а коэффициент доминирования правого уха (К п y) – 35+1,6%. Однако отмечается значительное уменьшение таких лиц во 2-й и особенно в 3-й группе, где средний показатель К пр составил 31+7,3%, а К пу = -0,3+1,9%.

Полученные данные позволяют считать, что, во-первых, высокая эффективность профессиональной деятельности пилота в ряду прочих причин определяется преобладанием правосторонней асимметрии рук, зрения и слуха и, во-вторых, функциональная асимметрия зрения и полушарий мозга у пилотов в наибольшей степени дифференцирует лиц с хорошим (удовлетворительным) и неудовлетворительным качеством выполнения профессиональных задач.

Анализ результатов обследования показал, что среди пилотов 2-й и особенно 3-й группы (по качеству деятельности) были лица, показатели К пр и К пу которых значительно отклонялись от средних показателей своей группы.

Таблица 29

Особенности функциональной асимметрии (симметрии) у пилотов с разным качеством деятельности (число случаев, %)

Примечание: * – уровень значимости различий Р ≤ 0,05, ** – уровень значимости различий Р≤ 0,001.

Важным представляется и тот факт, что у различных лиц неоднозначными оказались сочетания асимметрий и симметрии рук, ног, зрения и слуха: у большинства праворукость сочеталась с ведущим правым глазом и правым ухом, но у некоторых, особенно у пилотов 3-й группы и лиц, имеющих функциональные заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем, отмечались и другие сочетания функциональных асимметрий. Эти данные позволяют предположить, что качество летной деятельности связано (наряду с другими факторами) не только с характером асимметрии (правая или левая), но и со степенью ее выраженности и определенным сочетанием функциональных симметрии-асимметрии парных органов у одного и того же пилота – индивидуальным профилем функциональной асимметрии.

Анализ индивидуальных сочетаний функциональных симметрии-асимметрии парных органов показал, что у пилотов первых двух групп преобладают сочетания правосто ронних асимметрий всех четырех органов (правый профиль асимметрии), с а также правосторонних асимметрий рук, зрения и слуха с левосторонней асимметрией ног (табл. 30). Для пилотов 3-й группы и пилотов с функциональными заболеваниями характерны отсутствие преобладания каких-либо конкретных сочетаний функциональных асимметрий и симметрии. Так, если среди пилотов 1-й группы имеется всего 4 сочетания, то во 2-й группе – 11, в третьей – 30; у пилотов с функциональными заболеваниями выявлено 18 сочетаний. Только среди пилотов 3-й группы и пилотов с функциональными заболеваниями были лица с левым профилем асимметрии – сочетание левосторонних асимметрий всех четырех органов.

Наличие благоприятного и неблагоприятного для летной деятельности индивидуального профиля функциональной асимметрии подтверждено в экспериментах на пилотажном тренажере при моделировании аварийных ситуаций. Установлено, в частности, что если лица, имеющие первые пять видов индивидуального профиля функциональной асимметрии (см. табл. 30), в моделируемых условиях полета устраняли аварийную ситуацию в среднем за 8 сек., то пилоты со смешанным профилем выполняли эту задачу только за 12–13 сек.

Анализ качества деятельности пилотов показал, что у лиц с сочетанием (индивидуальным профилем) правосторонних асимметрий парных органов наиболее высоки показатели точности восприятия пространства и времени, надежности пространственной ориентировки, скорости и точности считывания приборной информации, принятии адекватных решений по управлению летательным аппаратом. Полученные данные согласуются с имеющимися в литературе сведениями, согласно которым лица с правосторонней асимметрией функций лучше адаптируются к условиям среды, операторы с правосторонней асимметрией слуха в стрессовых ситуациях проявляют уравновешенность, общительность, спокойствие, более точную координацию движений, у праворуких с правым ведущим глазом ориентировка в пространстве лучше, чем у лиц с сочетанием правой руки и левого глаза .

Таблица 30

Сочетания функциональных симметрии-асимметрии у пилотов с различным качество профессиональной деятельности (количество случаев, %)

Сочетания правых (П) и левых (Л) асимметрий и симметрии (С) Профессиональные группы пилотов (по качеству деятельности) Пилоты с функциональными заболеваниями нервной и сердечнососудистой систем
руки ноги зрение слух 1-я (хорошее) 2-я (удовлетворительное) 3-я (неудовлетворительное)
П П П П
П Л П П И
П С П П
П Л С П
П П С П
П П Л П
П Л Л П
П П П Л
Другие сочетания
Всего

Таким образом, результаты проведенных исследований и данные литературы свидетельствуют, что показатели функциональной асимметрии отражают уровень профессиональной подготовленности и пригодности пилотов, а также характеризуют степень их функциональной надежности и устойчивости к воздействию некоторых факторов полета. Все это позволяет считать перспективным использование и дальнейшее развитие методов оценки функциональной асимметрии парных органов в целях отбора и экспертизы пилотов.

Билатеральные особенности деятельности мозга (по А.И. Захарову). Проблемы средового усиления деятельности одного из полушарий. Основные положения относительно функциональной асимметрии мозга (по Л.Д.Хомской). Понятие индивидуального латерального профиля. Роль индивидуального латерального профиля в обучении и стрессе (по А.Л. Сиротюк). Влияние половой дифференциации на обучение (по А.Л. Сиротюк). Диагностика индивидуального латерального профиля и функциональной асимметрии мозга.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие: явные правши, слабовыраженные правши, амбидекстры, слабовыраженные левши и явные левши.

Впервые сельский врач Марк Дакс в 1836 году установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. [ссылка у 1]. В 1861 году Французский врач П. Брока установил, что «задняя треть нижней лобной извилины левого полушария (у правшей) имеет отношение к речевой функции . В 1874 году немецкий психиатр К. Вернике описал «случай повреждения задней трети верхней височной извилины, при котором страдало восприятие речи (сенсорная афазия)». . Как пишет Е.Д. Хомская, «межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных». . В настоящее время установлены как анатомические отличия правого и левого полушарий, так и функциональные их различия. Клинические исследования также подтверждают факто наличия межполушарной асимметрии. Как пишет Е.Д. Хомская «реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна». .

В настоящее время установлено, что «в норме существует определенная последовательность включения различных мозговых структур в общую интегративную деятельность мозга. Функции, обеспечиваемые задними мозговыми структурами (особенно правого полушария) формируются раньше, чем функции, обеспечиваемые передними лобными отделами Таким образом, становление межполушарной асимметрии имеет возрастные особенности и происходит в разных отделах мозга по-разному». .

«Как показали … исследования … , в ходе онтогенеза изменяются как функциональная специализация полушарий, так и механизмы их взаимодействия. Следовательно, парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов». .

Е.Д.Хомская пишет, что «в осуществлении любой психической функции … принимает участие весь мозг в целом (и левое и правое полушария), однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различные роли в ее обеспечении». . «Ни одно из полушарий не может рассматриваться как доминирующее в отношении по отношению к какой бы то ни было психической деятельности или функции в целом. Каждое полушарие доминирует лишь по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию любой психической деятельности» .

В норме у здоровых людей в поведении, деятельности, общении проявляются индивидуальные различия, связанные с функциональной асимметрией головного мозга. Если раньше ведущее значение в асимметрии придавали моторной мануальной асимметрии, то есть, определяли леворукость, и считали, что этого достаточно, то в настоящее время, в связи с бурным развитием нейропсихологии, считают, что индивидуальный латеральный профиль должен охватывать не только моторную, но также слуховую и зрительную асимметрию. «Индивидуальный латеральный профиль – (профиль латеральной организации) – индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии». . Такую асимметрию можно выявить с помощью нейропсихологического исследования, определяя индивидуальный латеральный профиль человека по ведущей руке, уху, глазу.

Исследования показали «существование четкой зависимости между «профилем латеральности» и и особенностями протекания ВПФ: скоростью сенсомоторных реакций, динамическими характеристиками интеллектуальной деятельности, особенностями эмоционально – личностной сферы» .

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к воз­можностям правого полушария. Наибольшие сложности у леворуких детей возникают при овладении навыками асимметричных видов деятельности - чтения и письма. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма боль­шинства букв асимметрична. У маленьких детей асим­метрия мозга еще полностью не сформирована, про­странственные отношения трудны для анализа, поэтому часто возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или спра­ва налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения являются зеркаль­ные письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у Детей с неустойчивой праворукостью. Снижение часто­ты проявления зеркального отражения и полное исчез­новение этого феномена наблюдается обычно после 10 л ет, так как этот феномен связан с функциональной

Феномен асимметрии ног изучен мало. Однако извест­но, что ведущая нога способна осуществлять более точ­ные движения, имеет большую силу, большую ширину шага. Переучивание левоногих детей в процессе спортив­ной тренировки приводит не только к нарушению фун­кционального состояния, но и к изменению процессов роста и развития.

Исследования Е.П. Ильина показали, что в каждом дви­гательном действии обе ноги являются ведущими, но вы­полняют разные функции. При вращательных движениях тела влево (метания, удар ногой по предмету) левая нога у правшей в большинстве случаев бывает опорной, а правая - маховой. При прямолинейном движении толчко вой может быть как правая, так и левая нога, причем; примерно в равном числе случаев.

При прыжках в качестве толчковой у 93-96% обследованных ведущей была левая нога, а при ударе по мячу - у 90-98% обследованных - правая (Э.Х. Абрамов). Следо­вательно, будет нога ведущей или нет, зависит от той функции, которую она выполняет: опорную (толчковую) или маховую.

Более частое использование одной ноги в качестве опор­ной или толчковой приводит к тому, что эта нога (в 55- 60% случаев) становится длиннее. Физическая нагрузка за­держивает синостозирование эпифизов трубчатых костей и продлевает рост костей в длину. Известно, что опорная функция ноги, с которой связано распространяющееся по оси конечности продольное давление силы тяжести тела, является важнейшим стимулом роста костей в дли­ну (К. И. Машкара). Если человек теряет способность ори­ентироваться в пространстве, он начинает кружить и воз­вращается на прежнее место. Ф. Лундт установил, что у отклоняющихся вправо в 78% случаев длиннее левая нога, у отклоняющихся влево в 63% случаев - правая, у идущих прямо в 65% случаев длина ног одинаковая.

Большинство детей в возрасте от 3 до 5 лет обнаружи­вают устойчивое предпочтение правой или левой ноги. Однако у 25-30% детей этот процесс затягивается до 6- 7-летнего возраста.

Мануальная и функциональная асимметрия ног - явле­ния не равнозначные и механизм появления того и другого различный. Если рукость можно считать врожденной, то ногость формируется прижизненно и зависит от выполняе­мой функции.

Асимметрия лица. Она связана с асимметрией мимичес­ких мышц, которые лучше развиты справа у правшей и слева у левшей. Левая и правая половина лица отличаются по выразительности и мимике.

Следует помнить, что навязанная, не свойственная человеку моторная асимметрия, вне зависимости от час­тей тела, производит негативный эффект.

Сенсорная асимметрия включает в себя прежде всего асимметрию глаз и ушей. Асимметрия глаз отмечена бо­лее чем у 90% людей: у 60% ведущим является правый глаз, а у 30% - левый. Асимметрия зрения проявляется в остроте, величине поля зрения и т.д. Правый и левый глаз человека имеют разное поле, определяющее эффек­тивность зрения, пространственного видения. Ведущий глаз первым устанавливается на точке фиксации и уп­равляет установкой неведущего. В ведущем глазе раньше включается механизм аккомодации. Прицеливание - это Фиксация предмета на сетчатке одного глаза. Голова дол-

жна располагаться так, чтобы ось от предмета шла пер­пендикулярно к центру сетчатки глаза, которым прице--ливаются. У ведущего глаза лучше развиты мышцы, уп­равляющие его движением. Ведущий и неведущий глаз по-разному воспринимают размеры и цвета объектов. ;

Когда ребенок сканирует текст с листа, то правый глаз в соответствии с закономерностью конвергенции считывает строчку слева направо, а левый глаз на «об-; ратном пути» считывает строчку справа налево. Если ве­дущий глаз правый, то ученик воспринимает сначала ле-; вую половину листа и сканирование проходит эффективно. Если же ведущий глаз левый, то ученик сначала скани­рует правую часть листа и ведет строчку справа налево. В этом случае чтение текста крайне затруднено, тем более его понимание. Однако в арабском и китайском языках, где текст читается справа налево, такие ученики не бу-, дут испытывать затруднений. Именно поэтому так необ-! ходима коррекционная работа по развитию движений глаз.

Исследования А.Л. Панченко и О.В. Красноперова пока­зали, что эмоционально-психологическая устойчивость ле-воглазых людей меньше, чем у правоглазых. Это находит отражение даже в суточной продолжительности сна: у лю­дей с ведущим правым глазом она составляет 8,2 часа, а у людей с ведущим левым глазом - 7,9 часа.

Отмечается также асимметрия слуха и восприятия ре­чевой и неречевой информации. Преобладают люди, у которых ведущим является правое ухо. Оно более вос­приимчиво к речи и мысли. Левое ухо лучше восприни­мает неречевые, ритмичные, эмоционально окрашен­ные звуки, мелодии, интонации речи. У праворуких людей доминирование правого уха отмечается у 90%, а у леворуких - у 50%.

Исследования по функциональной асимметрии мозга позволяют специалисту глубже понять этиологию (причины), механизмы, патогенез речевых нарушений и правильно построить процесс восстановительного обучения (реабилитацию), опираясь на компенсаторные возможности мозга.

Долгое время ученые считали, что мозг - парный орган, как легкие, почки, а функция одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое - за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева.

Единственным исключением считалась способность к речевому общению, к пониманию и продуцированию речи. Как показывают результаты при расщеплении мозга, левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, оно специализируется на оперировании словами, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом, т. е. оно отвечает за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния.

Выявлены тонкие различия в способах переработки информации обоими полушариями. Полагают, что левое полушарие перерабатывает полученную информацию аналитически и последовательно, а правое - одновременно и целостно.

Правое полушарие не рассматривает отдельные части, оно склонно воспринимать цельные конструкции. Левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению, способствует пониманию обращенной к человеку речи, как устной, так и письменной, помогает давать грамматически правильные ответы, оперировать цифрами и математическими формулами. Но в отличие от правого полушария левое - не способно различать ни интонацию, ни модуляции голоса. Оно не чувствительно к музыке, но реакция на ритм в звуках имеется.

При нарушении связей между полушариями, при повреждении мозолистого тела, правая рука, подчиненная левому полушарию, сохраняет способность к письму, но утрачивает способность к рисованию, конструированию, узнаванию предметов на ощупь. Левая рука, подчиненная правому полушарию, с подобного типа заданиями справляется легко, но человек испытывает серьезные «трудности» при назывании предмета. Это объясняется тем, что правое полушарие в отличие от левого «понимает» речь в ограниченном объеме и к речевысказыванию не способно.

Правое полушарие - невербальное, образное, зрительное, сенсорное, ассоциативное; обработка информации в нем происходит глобально. К функциям правого полушария относится хранение памяти о тех стимулах, которые трудны для вербализации. В правом полушарии как бы находится своеобразная «картотека памяти».

Левое полушарие - вербальное, логическое, «рассудочное». Обработка информации происходит аналитически, последовательно.

Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь обоих полушарий. В результате нарушения специализации полушарий, их совместной деятельности в реализации высших психических функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально-познавательной деятельности человека.

Интересно, что у более 95% всех праворуких людей, не имевших в раннем возрасте травм или поражений мозга, язык и речь контролируются левым полушарием. У остальных 5% - правым. Большая часть леворуких - около 70% - также имеют речевые зоны в левом полушарии.

У оставшейся половины левшей (около 15%) речь контролируется одним правым полушарием, а у другой половины (15%) контроль за речевой функцией осуществляется и правым, и левым полушариями одновременно.

О пластичности мозга в раннем возрасте свидетельствуют следующие данные. Если у детей было повреждено левое полушарие, то правое либо полностью контролирует, либо участвует в контроле над речью у 70% леворуких и 19% праворуких. Правое полушарие у этих людей приобрело способность управлять речью и компенсировало таким образом ущерб, причиненный в раннем возрасте левому полушарию.

При рождении у ребенка не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия - формируются речевые области в левом полушарии. К двум годам развитие речевых областей можно считать в основном законченным.

У человека в процессе развития полушария мозга получили разную специализацию. Схематически сущность деятельности обоих полушарий можно представить в виде табл. 1.1.

У «левополушарного» человека (у которого правое полушарие выключено, а левое работает) речь сохранена. Речевая активность повышена, их словарь богаче и разнообразнее. Но речь у такого человека монотонная, она утрачивает выразительность интонаций. «Левополушарный» человек плохо различает голоса говорящих людей, резко ухудшается распознавание интонаций. Человек перестает узнавать и неречевые звуки: смех, кашель; звуки, издаваемые транспортом, животными и др.

Таблица 1.1

У «правополушарного» человека отмечается резкое обеднение словаря. Его пониманию доступны только короткие, простые фразы. Сам говорит отдельными словами, но, несмотря на скудность словаря, у такого человека сохраняется интонационный рисунок речи; он легко узнает музыкальные мелодии, неречевые звуки, прекрасно различает голоса, интонации других людей. Итак, образное восприятие у «правополушарного» человека обострено по сравнению с нормой, а восприятие и отвлеченное мышление заторможены, снижены. Следовательно, «специализация» полушарий - явление не врожденное, а вырабатываемое. В левом полушарии головного мозга локализованы: смысловое восприятие и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев обеих рук, логическое, абстрактное, аналитическое мышление, арифметический счет, музыкальная композиция, пространство цветов, положительные эмоции.

В правом, полушарии головного мозга локализованы: пространственно-зрительные способности, интуиция, музыка, просодическая сторона речи, грубые движения всей руки, целостное восприятие, отрицательные эмоции, юмор. Оно не воспринимает глаголов, абстрактных терминов.

Нейропсихологические синдромы нарушений высших психических функций при локальных поражениях коры головного мозга

Теоретической основой являются положения, разработанные в трудах Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева и др.

А.Р.Лурия выделяет три основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих интегративную деятельность головного мозга:

Энергетический блок, регулирующий тонус головного мозга;

Блок приема, переработки и хранения информации,

Блок программирования, регуляции и контроля.

Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков головного мозга.

Первый блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобной и височной коры головного мозга; второй включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга; третий включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга.

Основная классификация корковых синдромов построена на топическом принципе. В соответствии с ним выделяют синдромы поражения затылочных, височных, теменных, ассоциативных теменно-затылочно-височных, премоторных и префронтальных отделов (см. рис. 1.3).

С этих позиций в коре головного мозга выделены отделы по функционально-морфологическому принципу.

Задние отделы больших полушарий головного мозга объединяют корковые зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Выделяют «ядерные зоны анализаторов» и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам относят первичные и вторичные поля. К периферическим анализаторам - третичные поля.

Первичное поле зрительного анализатора - 17, вторичные - 18, 19; первичное поле слухового анализатора - 41, вторичные - 42, 22; первичное поле кожно-кинестетического анализатора - 3, вторичные - 1, 2 и частично 5 (см. рис. 1.3).

В коре первичных полей преимущественно развит четвертый афферентный слой нейронов, значительная часть которых обладает высокой модальной специфичностью. Например, нейроны поля 17 избирательно реагируют на определенные признаки зрительных раздражителей (оценки цвета характер линий и т. п.).

Вторичные корковые поля по своей цитоархитектонике характеризуются большим развитием второго и третьего слоев клеток. Вторичные корковые поля осуществляют синтез раздражителей в пределах анализатора и обеспечивают восприятие.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий головного мозга занимают верхнетеменную область (поля 7 и 40), нижнетеменную область (поле 39), средневисочную область (поле 21 и частично 37) и зоны перекрытия височной (temporalis), теменной (parietalis) и затылочной (occipitals) коры (поле 37, частично 39).

Цитоархитектоника этих зон определяется максимальным развитием ассоциативного слоя коры головного мозга. Функциональное значение третичных полей многообразно: конвергенция разномодальной информации, что необходимо для целостного восприятия, совдания сенсорной модели мира; осуществление сложных надмодальных видов психической деятельности: символической, конструктивной, речевой, интеллектуальной.

Передние отделы больших полушарий включают моторные, премоторные и префронтальные зоны лобных долей. Моторная (поле 4) и премоторная (поля 6, 8) лобная кора имеет агранулярное строение и характеризуется хорошим развитием пятого моторного слоя клеток-пирамид. Это ядерная зона двигательного анализатора. В первичном поле (4) различные участки иннервируют на периферии группы мышц, поперечно-полосатую и гладкую мускулатуру, в зависимости от функциональной значимости. В пятом слое 4-го поля содержатся самые крупные клетки центральной нервной системы - большие пирамидные клетки Беца, дающие начало пирамидному пути, который участвует в реализации точно дозированных и дифференцированных движений, полностью подчиненных произвольному контролю. Вторичные поля (6, 8) двигательного анализатора имеют развитый пятый слой, представленный малыми пирамидами, откуда берет начало экстрапирамидный путь, регулирующий тонус, кору, настроечные и автоматизированные движения, синергии, мимику.

Поле 44 (зона Брока) имеет отношение к управлению оральными движениями и движениями речевого аппарата. Третичные поля лобных долей головного мозга - префронтальная кора (поля 9, 12, 46, 47), целиком состоит из мелких зернистых клеток-гранул (гранулярная кора). Префронтальная кора связана многочисленными связями с корой задних отделов больших полушарий головного мозга, а также с неспецифическими системами. Эти отделы по восходящим путям получают активизирующее воздействие от ретикулярной формации и сами оказывают регулирующее влияние на нее. Префронтальные отделы играют ведущую роль в программировании и контроле за протеканием психических функций, в формировании замыслов и целей, в регуляции и контроле за результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом. Поражение первичных полей ведет к элементарным расстройствам сенсомоторных и моторных функций.

Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают различные варианты трех основных синдромов:

Агнозии - гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности элементарной чувствительности;

Афазии - нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры головного мозга левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности; афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарного слуха;

Апраксии - нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор).

Оптико-пространственная апраксия наблюдается при поражении затылочных долей головного мозга (справа), при этом страдает пространственная организация двигательных актов.

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной коры на границе с височными полями; происходит рассогласование наглядно-образных представлений с вербальным знаковым обозначением, нарушается припоминание слов, обозначающих конкретные предметы, возникают трудности в назывании предметов.

При поражении височных отделов больших полушарий головного мозга возникают слуховые (акустические) агнозии (при поражении вторичных и третичных полей слухового анализатора 42, 22). Различают следующие виды слуховых агнозий:

1. Речевая акустическая агнозия - сенсорная афазия, в основе ее лежит нарушение фонематического слуха, который обеспечивает дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи (возникает при поражении зоны Вернике), степень выраженности агнозии может быть различной, от полной неспособности различать фонемы родного языка до затруднения понимания акустически сходных фонем, редких и сложных слов. Вторично страдают и другие виды речи, так, например, экспрессивная речь в грубых случаях представляет собой «словесный салат»; нарушается письмо под диктовку, чтение вслух.

2. Слуховая агнозия возникает при поражении ядерной зоны слухового анализатора справа. При этом виде агнозии человек не узнает привычных бытовых, предметных и природных шумов (скрип дверей, шум льющейся воды и др.).

3. Аритмия выражается в том, что человек не может правильно «оценить на слух» и воспроизвести ритмические структуры. При поражении правого виска нарушается целостное восприятие структурной оформленности ритма, при поражении левого - анализ и синтез структуры ритма, его воспроизведение.

4. Амузия проявляется в нарушении способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию. Поражение локализуется в височной доле правого полушария.

5. Нарушение интонационной стороны речи (просодики) выражается в том, что больные не различают интонаций в речи других. Их собственная речь маловыразительна: голос лишен модуляций и интонационного разнообразия. Данное нарушение характерно для правовисочного поражения. При грубых формах нарушения затруднена идентификация речи по полу, возрасту, знакомости.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении медиобазальных отделов коры левой височной области, вне ядерной зоны звукового анализатора, поле 21 и частично 37. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, но для понимания смысла всего высказывания необходимо держать в памяти весь акустический ряд. Ребенок в результате нарушения слухоречевой памяти неспособен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал. Объем памяти резко сужается. В результате возникает непонимание устной речи. Отмечается поиск нужных слов, вербальные парафазии. Речь скудная, часто пропускаются слова (особенно существительные), снижен объем запоминания, скорость переработки словесной информации. При воспроизведении характерны «фактор края» - воспроизводятся первые или последние два-три слова, явление реминисценции - более качественное воспроизведение словесного материала через несколько часов после его предъявления; вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (рассказ), запоминается легче, чем серия отдельных слов.

Поражение симметричных отделов правого полушария головного мозга приводит к нарушению памяти на неречевые и музыкальные звуки.

При поражении теменных отдела» больших полушарий головного мозга (вторичных полей теменной коры 1, 2 и частично 5 и третичных 39, 40) возникают тактилъные агнозии. Тактильными агнозиями обозначаются нарушения узнавания объектов на ощупь при сохранности тактильных ощущений. Отмечаются следующие виды тактильных агнозий:

1. Астпереогноз, или тактильная предметная агнозия, проявляется в неузнавании предмета на ощупь. Правильно оцениваются признаки предмета, но в целом он не опознается, неверно опознаются форма, размер, материал объекта. При поражении левого полушария нарушения тактильного гнозиса возникают только в контрлатеральной (правой) руке. Поражение теменных отделов правого полушария приводит к нарушению этих функций и в инсилатеральной (левой) руке.

2. Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) проявляется в нарушении способности называния пальцев руки при прикосновении обследующего к ним на руке, контрлатеральной очагу поражения, при закрытых глазах больного.

3. Тактильная алексия (дермоалексия) проявляется в невозможности узнавания букв и цифр, которые рисуются обследующим на руке обследуемого.

4. Сомагпоагнозия (нарушение схемы тела) проявляется в трудностях узнавания частей тела, их расположения.по отношению друг к другу; в появлении ложных соматических представлений (изменение размеров головы, руки, языка, удвоение конечностей), в игнорировании левой половины тела. При правосторонних поражениях теменной области коры собственные дефекты часто не воспринимаются - симптом анозогнозии. Поражение при этом виде агнозии локализовано в правом полушарии, верхнетеменной области.

Афферентная моторная афазия - расстройство кинестетической основы речевого моторного акта, проявляющееся в трудностях артикуляции речевых звуков и слов в целом, в смешении близких артикулем. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области левого полушария (поле 40). Афферентная моторная афазия выражается не только в трудностях артикуляции, но и в восприятии близких артикулем. Это объясняется тем, что артикулярные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При этом нарушается оральный праксис, затруднен повтор по инструкции или образцу оральных движений и поз. Трудности речевой артикуляции могут носить скрытый характер и проявляться в специфических условиях при произнесении скороговорок, сложных слов.

Кинестетическая апраксия - нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (параличами и парезами). Возникает при поражении полей 1, 2, частично 40 преимущественно левого полушария (см. рис. 1.3). При поражении правого полушария возможна кинестетическая апраксия только в левой руке. При этом страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»). Нарушаются письмо (аграфия, дисграфия), возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); затруднена имитация движений. При усилении зрительного контроля движения могут быть скоординированы.

Синдром тактильного невнимания возникает при поражении теменных областей головного мозга справа. Выявляется при помощи методики двойной тактильной стимуляции: экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков обеих кистей рук ребенка с одинаковой интенсивностью. Ребенку нужно с закрытыми глазами определить число прикосновений. В этих условиях игнорируется прикосновение к левой руке. Если прикасаться раздельно, все оценивается правильно. Реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа.

Конструктивная апраксия возникает при поражении правого полушария и проявляется в нарушениях ориентировки в пространстве: не ориентируются в знакомых маршрутах, плане собственной квартиры, испытывают трудности при рисовании планов, географической карты, расстановке стрелок на часах без цифр, затруднено выполнение конструктивных проб - кубики Кооса, срисовывание с образца. При выполнении проб Хеда путают правую и левую руку, половины тела.

Аграфия. При поражении слева поля 5 нарушается письмо: возникают оптические дисграфии (неправильное расположение в пространстве элементов букв, трудности их дифференцировки, зеркальное изображение) (см. рис. 1.4).

Алексия. Левостороннее поражение поля 10 проявляется также в нарушении чтения по той же причине, что и аграфия.

Акалъкулия возникает при поражении центральной нервной системы. Очаги располагаются в левом полушарии головного мозга, большей частью в теменно-затылочной области. При акалькулии страдают счетные операции. Дефект счета может наблюдаться при выполнении арифметических действий с числами: трудности перехода через десяток, нарушение последовательности действий; при правополушарной патологии возникают ошибки в автоматизированном счете (ответы по таблице умножения).

Семантическая афазия. Причиной является поражение в месте стыка коры теменной, затылочной и височной областей. Это вызывает речевое расстройство, характеризующееся нарушением понимания речи, если в нее включены речевые конструкции, указывающие на пространственные расположения.

Амнестическая афазия возникает при левополушарном поражений коры головного мозга и выражается в забывании отдельных си» и их значений. Наблюдается расстройство номинативной функции речи, затруднена актуализация слов-наименований для предъявленного объекта

Премоторные отделы коры включают вторичные корковые поля двигательной системы (6, 8, 44, 45), поражение которых приводит к нарушению: организации движений во времени, объединяющей отдельные двигательные элементы в единую динамическую систему; подвижности - инертности нервных процессов.

Кинетическая апраксия возникает при поражении верхних отделов премоторной области. Левополушарные очаги обусловливают появление патологических симптомов в обеих руках, правополушарные - только в левой руке, что свидетельствует о доминирующей роли левого полушарии мозга в обеспечении кинетического фактора в праксисе.

Двигательная симптоматика складывается из различных нарушений плавности, автоматизированности, последовательности двигательных актов как простых, так и сложных. А.Р.Лурия обозначал их как «распад кинетической мелодии». Центральным симптомом является наличие двигательных персервераций - бесконтрольных, плохо осознаваемых циклических элементов движений, представляющих собой повторение начавшегося двигательного акта, что препятствует переходу к следующему звену программы. При данной локализации патолоптаеского процесса обнаруживаются нарушения письма в виде его дезавтоматизации, перехода к раздельному написанию букв; утеря индивидуальных особенностей почерка (моторные дисграфии).

Эфферентная (кинетическая) моторная афазия возникает при локализации патологического процесса в нижних отделах премоторной зоны левого полушария (зона Брока). Патологическая инертность затрудняет переход от одной артикулемы к другой. При относительной сохранности речевого высказывания речь характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счет глаголов, возникает телеграфный стиль. Как и движения, речь теряет индивидуальные особенности, страдают просодическая сторона речи и понимание.

Динамическая афазия. Очаг поражения располагается несколько выше зоны Брока в левом полушарии головного мозга (поля 9, 10, 46). В результате возникает нарушение внутренней программы высказывания, «дефект речевой инициативы». Нарушений речевой моторики нет, понимание устной речи сохранена. Дети ограничиваются односложными ответами, часто повторяют слова вопроса. Устный рассказ, сочинение им недоступны, предикативность внутренней речи распадается, это проявляется в трудностях построения замысла высказывания, внутренней программы речи. Это выражается в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, неразвернутых коротких предложений, более частого использования существительных в именительном падеже.

Эти синдромы возникают при поражении мозолистого тела, самой большой комиссуры, соединяющей большие полушария головного мозга. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, существенно нарушается интеграция деятельности полушарий.

Синдром аномии проявляется в нарушении называния стимулов, поступающих в правое полушарие головного мозга. Если больной ощупывает предметы девой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные доли правого полушария мозга. При нарушении межполушарных связей перенос информации в речевое полушарие не происходит и объект не может быть назван. При поступлении в левое полушарие (правое полуполе зрения, правая рука) объект правильно называется.

Синдром «дископии - биографии» проявляется в том, что больному становится недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой рукой. Смена руки при тех же заданиях делает их выполнимыми.

Есть органы непарные и парные. Асимметрия первых может быть только морфологической : по их локализации, форме или ориентации. У вторых возможна еще асимметрия размеров и функциональная асимметрия – по эффективности выполнения функций, т.е. она может быть богаче и фигурировать, как полный морфо-функциональный латеральный диморфизм (аналог полового диморфизма) – отклонение от внутрипарной, зеркальной симметрии (одинаковости) .

Среди парных органов человека особое место занимают полушария мозга, как управляющие , а из управляемых руки , как самые многофункциональные из них, асимметричные и изученные. Поскольку, по сравнению с рукостью, вклад других парных органов в асимметрию целого организма мал, то упростив несколько проблему, рассмотрим только внутрипарные асимметрии полушарий , рук , и их межпарные отношения .

Внутрипарная асимметрия органов проявляется в виде доминантности одного и субординатности другого органа по данной функции . D - орган лучше выполняет функцию, поэтому для организма предпочтительный. Конечности умелые, сильнее, ловче, чуть больше размеры костей, ногтей и мышц; рецепторы чувствительнее.

5.1. Асимметрию создают не разные функции, а разные фазы их эволюции.

В настоящее время ФАМ твердо установленное явление. Новая теория рассматривает её в эволюционном плане.

Для чего возникла асимметрия? Почему одни функции управляются лучше левым полушарием, другие – правым? Что дает эта разница? Какова эволюционная логика, смысл этой асимметризации? Конечно, это специализация. Но, по какому принципу? Поиском этого принципа занимались многие, было предложено более двадцати гипотез. Безуспешно. Пришли даже к выводу, что его вообще не существует, или будет открыт в далеком будущем! Потому, что ищут: “какие функции в каком полушарии?” А факты говорят о том, что многие функций и там, и там (см. 2.1.) . Но качество управления функций разное: почти у всех людей лучше левополушарное, примерно у 1% – наоборот, или одинаково.

В процессе адаптивной эволюции, при изменении среды, возникают новые проблемы и новые функции, для их решения. В дальнейшем среда может измениться так, что функция окажется ненужной или даже вредной, тогда она элиминируется отбором. Стало быть, любая функция имеет свою “филогенетическую жизнь”: где-то “рождается”, развивается, проходит становление, усовершенствование, где-то работает и где-то “умирает”.

Все существующие теории исходят из синхронной модели эволюции, поэтому трактуют асимметрию (специализацию) полушарий, как результат локализации в них центров разных функций . По новой же концепции, асимметрия – следствие асинхронной эволюции, поэтому полушария предназначены для разных фаз эволюции любых функции .

5.2. Транслокации и “возрастной принцип” специализации полушарий.

В отличие от моделей, “оседлых” (приписанных по полушариям) центров функций, новая концепция исходит из того, что центры функций “кочуют”, они появляется в левом полушарии (как гены в мужском геноме), проходят там становление, подвергаются апробации и отбору, после чего, оставаясь конечно в левом, попадают и в правое (женский геном). Работают, стареют и, если со временем становятся ненужными, утрачиваются, сначала левым полушарием, потом правым (рис 5).

Стало быть, в филогенезе любой функции можно выделить, три фазы по эволюционному “возрасту” этой функции и, связанные с ними, три разные формы их локализации по полушариям. 1. Молодые (новые) функции только в левом полушарии (онтогенетическом, социокультурном. 2. Зрелые функции, прошедшие апробацию, основная масса, актуальных, рабочих функций одновременно, и в левом (продвинутые “версии”) и в правом (ранние). 3. Старые функции (утраченные уже ЛП ) – только в правом (биологическом). Это – “возрастной принцип ” локализации центров по полушариям, как раз тот, который считали, что не существует, или будет открыт в далеком будущем (Геодакян, 1993).

Центры, которые только в ЛП соответствуют сугубо мужским генам (Y-хромосомным). Это – “карантинная служба” генома. Центры в обоих полушариях соответствуют локализации генов в аутосомах, где они проводят основную часть своего филогенеза, находясь в геномах и того и другого пола. Если же в дальнейшем, какие-то признаки становятся ненужными, их гены покидают аутосомы и становятся сугубо женскими, в виде “архивных” генов, кодирующих атавистические признаки. Их эволюционный смысл – в случае возврата старых условий вернуть эти признаки, не прибегая к сложной и долгой процедуре проверки в мужском геноме. Аналогично, при утрате функций, управляющие ими центры элиминируются в ЛП и остаются только в ПП , как “архивные”, и проявляются, как атавистические функции (например, хватательный рефлекс).

На рис. 5 показаны моменты и направления предсказанных транслокаций при переходах между стадиями симметрии и асимметрии.

5.3. Доминирует не орган, а функция.

Существующие теории оперируют только одной формой асимметрии органов внутрипарно-зеркальной и не учитывают межпарных отношений, т.е. реликтовой асимметрии, и, возникающих на уровне двух пар органов нового вида асимметрии – цис-транс. Обычно доминантность приписывают органам . Тогда непонятно, почему у разных функций одного органа бывает разное направление доминирования? Если у органа не одна функция, их векторы доминантности могут иметь разные направления и величины , т.е. человек может быть по одной функции (скажем, писать) сильно праворук , по другой (хватать) – слабо леворук , а по третьей.– амбидекстр (симметричен). И так по всем органам.

Значит, элементарной единицей (носителем) асимметрии является не орган, а функция . А асимметрия органа – векторная сумма асимметрий разных его функций. Поэтому, доминирует не правый или левый орган, а функция справа или слева , т.е. доминантность атрибут функций, а не органа !

Асимметрия организма такая же сумма асимметрий органов. Чтобы понять адаптивность, нужна еще популяционная асимметрия, т.е. асимметрия численности , дисперсий и латерального диморфизма субпопуляций левшей и правшей. Тогда, полушарность, рукость, правша, левша – некие усредненные характеристики, определяемые суммарно по числу , направлению и степени доминантности их функций. А из 4 уровней асимметрии: функция , орган , организм и популяция , в “чистом” виде доминантность только у функций, остальные – мозаики .

5.4. Что такое доминантность и субординатность?

Доминантность – это форма проявления внутрипарной зеркальной асимметрии, вектор , показывающий её направление и величину . Существующие теории не ставят вопроса: почему органы пары разные, и никак не трактуют смысл доминантности . Новая концепция трактует доминантную и субординатную формы функций, как разные фазы их эволюции по качеству выполнения.

Глубокий изоморфизм явлений пола и асимметрии позволяет думать, что понятия доминантности–рецессивности в генетике, описывающие проявление генов в фенотипе, могут помочь понять близкие явления доминантности–субординатности функций в нейробиологии. Впрочем, и в генетике пока нет четкого понимания природы доминантности.

В конце 30-х годов А.С. Серебровским и, независимо от него, Д.Д. Ромашовым была высказана мысль о доминировании более поздних признаков, приобретенных в процессе эволюции, по сравнению с ранними (Малиновский, 1970). Такая связь, а также связи между явлениями фило-онтогенеза, мутирования и доминирования были вскрыты в экспериментах по наследованию окраски цветков. Трактуя рецессивные мутации в гомозиготном состоянии (аа), как остановки развития признака на той или иной стадии его формирования, тем самым, выявляющие результаты действия предшествующих генов, а более редкие, доминантные мутации – как добавления к существующей цепи развития нового звена, было показано, что в онтогенезе действительно доминируют более, продвинутые в филогенезе признаки (Ратькин и др, 1988; Геодакян, 1984a).

Это можно понять и из более общих соображений. В процессе прогрессивной эволюции объем генетической информации неуклонно увеличивался. Если при оплодотворении, образовании гибридной молекулы ДНК , от отца и матери участвуют молекулы разной длины, то для новой молекулы возможны два варианта: либо она будет иметь длину более короткой цепочки (т.е. непарные звенья не достраиваются), либо – более длинной (достраиваются). Очевидно, что в первом случае полезные эволюционные приобретения не имеют шансов выжить, тогда как второй, наоборот, способствует прогрессу, т.к. доминирует эволюционно более продвинутая форма. Однако этот вывод справедлив, только для прогрессивной эволюции, когда появляется новый признак (более длинная молекула), а для регрессивной, при утрате признака, длиннее будет молекула старой формы. Это значит, что всегда должнадоминироватьформа, обладающая большей информацией . Ведь отсутствующая информация не может доминировать над присутствующей . Следовательно, доминантность определяется, прежде всего, количеством информации : обладающее большей информацией по данной функции – мажорное полушарие доминирует над, обладающим меньшей информацией, минорным .

Если эволюция идет в сторону появления или улучшения функции, то доминантной будет её авангардная форма. Если же функция эволюционно регрессирует: утрачивается или ухудшается (напр., обоняние, хватательный рефлекс у человека), то – арьергардная форма (рис. 5).

5.5. Общая трактовка полового и латерального диморфизма, доминантности и асимметрии.

Идея дихронной эволюции вскрывает полную аналогию в эволюции пола , мозга и генов (рис. 5). Их филогенез состоит из одинаковых, чередующихся во времени стабильных и мономорфных (1,3,5), и, эволюционных и диморфных (2,4) стадий, т.е. и половой диморфизм и латеральный возникают только при эволюции , в результате дихронизма . Вторая общая (для всех БСД ) особенность разная дисперсия фенотипов (ОП>КП) , как следствие разной нормы реакции (КП>ОП) . Это говорит о том, что должна существовать: 1. Общая гормональная основа для определения половых и латеральных фенотипов; 2. Общая трактовка доминантности центров функций в полушариях и D генов в диплоидном геноме, как диморфизмов .

Ведь обе пары М–Ж и ЛП–ПП ведут себя в стадиях эволюции совершенно одинаково. Их “одноколейный” путь превращается в “двухколейный”, образующий “петли” дихронизма (окрашены). По изменеию площади которых со временем можно судить: кто, когда, сколько и откуда получает новой информации, кто за нее платит и кому? А по направлению пути, по углу отклонения () от вертикали, можно судить о скорости эволюции (v = tg) и дисперсии фенотипов , которая растет с ростом скорости и приводит к появлению диморфизмов (полового и латерального). А так как дисперсию определяет норма реакции , а последнюю половые гормоны , то можно сделать вывод, что половые гормоны определяют и латеральные фенотипы .

Согласно ЭТП, полэкономная форма информационного контакта со средой для эффективной эволюции. Тогда половые гормоны , регулирующие интенсивность этого контакта, а так же цис–транс фенотипы, приобретают новый экологический и эволюционный смысл.

Эстрогены , как стабилизирующие гормоны, нормализующие распределение фенотипов (сужающие дисперсию), действующие центростремительно , удаляющие систему от среды и замедляющие эволюцию. А, определяемые ими транс особи, как “стабильное ядро”, эволюционный арьергард (аналог женского пола).

Андрогены, как дестабилизирующие гормоны, аномализирующие распределение фенотипов (расширяющие дисперсию),действующие центробежно, приближающие к среде и ускоряющие эволюцию. А, определяемые ими цис особи – “лабильная оболочка”, эволюционный авангард (аналог мужского пола) (Геодакян, 2000)

По теории БСД, широкая норма реакции (пластичность в онтогенезе, Геодакян, 1974), удаляя КП от среды, превращает её в более устойчивую, ценную и совершенную подсистему (Ж, ПП) , а узкая норма реакции ОП , напротив, приближая к среде, превращает её в “буферную”, более “дешевую”, поисковую подсистему (М, ЛП) .

По теории пола, генотипический половой диморфизм, gsd = I М I Ж = I = I п ,

где: I М , I Ж – количество генетической информации в геномах мужского и женского пола, I их разность, I п – информационный потенциал gsd (Геодакян, 1972, 1975, 1998б), т.е. появившийся в дивергентной фазе под действием экологического потенциала, оплаченный мужским полом, gsd служит для женского пола фактором “бесплатной” (минуя отбор) эволюции. В этом адаптивный смысл пола (Геодакян, 1965, 1972, 1974, 1989, 1991, 2000).

По аналогии , латеральный диморфизм, ЛД = I ЛП I ПП = I = I п = D = Ас,

где: I ЛП , I ПП количества информации в левом и правом полушарии, I их разность, I п информационный потенциал ЛД, D доминанность, Ас – асимметрия.

Это значит, что, все 4 явления (gsd , ЛД, Ас и D ), не что иное, как некие потенциалы , факторы эволюции, движущие более ценные, но инерционные подсистемы (Ж пол и ПП) .

Теория предсказывает конкордантность векторов ПД и ЛД по любой функции. Например, хватательный рефлекс (или обоняние, угасающие признаки) д.б. максимален у девочек слева и минимален у мальчиков справа. А ширина лопаток (чел.) или длина ушей у бассетов и спаниелей (новые признаки), наоборот: максимальны у мальчиков справа и минимальны у девочек слева. Общая формула для всех таких тетрад: (ПМ + ЛЖ)/2 ЛМ ПЖ, где: ПМ, ЛЖ, ЛМ, ПЖ – количественные признаки у мужского и женского пола, справа и слева.

В стадиях эволюции (2,4) доминирует всегда наличие или избыток информации (I ), при появлении или улучшении функции (2), это авангардная форма, а при утрате или ухудшении (4), – арьергардная (напр., обоняние у человека). Это главный критерий доминантности. А в стабильных (1,3,5) стадиях, при равенстве количеств информаций, доминантность определяют динамические характеристики полушарий, т.к. при симметричном отсутствии функции (1,5) – важнее её поиск ,а присимметричном наличии (3) – её совершенство , то в первых случаях доминирует инновационно -поисковое левое полушарие, а во-втором – более совершенное (быстрое) правое (рис.5). Действительно, скорости процессов в правом полушарии выше , чем в левом (Костандов, 1978), даже плотность правого полушария больше , чем левого (Walker, 1980). И то, и другое, видимо, связано с совершенством ПП.

Как видно из графика, информационный компонент для полушарий однозначно определяется логикой дихронной эволюции , полностью аналогичной эволюции доминантности генов и признаков у мужского и женского пола. Стало быть, направление вектора доминантности полушарий определяется вектором латерального диморфизма: он направлен от отсутствия или нехватки информации к её присутствию (окраска темнее) или избытку (светлее), а степень доминантности пропорциональна диморфизму (половому или латеральному) (рис. 5).

Таким образом, полный цикл эволюции, появления и утраты функции, состоит из следующих последовательных стадий : 1. Доэволюционная стабильная стадия симметрично “пустых’’ (по данной функции) полушарий (аналог рецессивной гомозиготы, аа ); 2. Эволюционная стадия появления функции, информационная асимметрия полушарий (аналог гетерозиготы, аА ); 3. Межэволюционная стабильная стадия симметрично “полных” полушарий (аналог D гомозиготы, АА ). 4. Эволюционная стадия утраты функции, информационная асимметрия полушарий (аналог гетерозиготы, аА ); 5. Послеэволюционная стадия симметрично “пустых” полушарий (аналог рецессивной гомозиготы, аа).

Конечно, в случае генов имеем дело с линейной информацией, тогда как в полушариях мозга, она может быть двумерная (об этом говорит развитая поверхность коры: наличие извилин и борозд), или даже трехмерная (голографическая), но приведенные соображения остаются в силе и в этих случаях.

Аналогия ЛП с мужским полом и ПП – с женским не ограничивается только стадиями эволюции (2,4), но прослеживается и для стабильных (1,3,5) когда D определяет поиск или совершенство , а также и в психологии .

В фазе поиска и освоения новых функций лучше М пол и ЛП , которые освоив их, передают Ж полу и ПП , а в фазе совершенства начинают доминировать последние. Так во всем: в скорости и беглости речи (выше у Ж!), по почерку, качеству работы на конвейере и т.д. Есть и эксперименты, подтверждающие это (Landauer, 1981).

Пребывание центров новых функций в левом полушарии (генов в М геноме, “карантинная служба”) необходимо для апробации и отбора. А при утрате старых функций (генов) их утрачивает сначала левое полушарие геном), а потом правое (Ж геном, “архивная служба”) на случай возврата старых условий среды, рис. 5 (Геодакян, 1993, 2000).

Изоморфизм БСД (генотип–фенотип, Ж–М, ПП–ЛП), управляющих и управляемых подсистем в генетике (родители–дети) и нейробиологии (полушария–руки) позволяют трактовать полушарность , как генотип , а рукость , как фенотип . Эта межпарная асимметрия у нас наследство от билатерально симметричных организмов.

Появление внутрипарной асимметрии у триаксиально асимметричных форм, превращает симметричные полушария и руки в два вектора: полушарности и рукости . Если они дискордантны , то доминантное полушарие и доминантная рука будут в транс позиции (на разных сторонах тела), если конкордантны – в цис позиции (на одной стороне), т.е. возникает 4 градаций D- S органов. На рис. 6 доминантные органы пары изображены темнее и чуть выше , чем S органы. Цвет наглядно показывает градации D- S , а высота – конфигурацию D- S .

Реликтовая асимметрия, полушарность и рукость создают у человека 2 генотипа: D -ЛП или D -ПП , а они, в свою очередь, по 2 фенотипа, имеющих две разные друг от друга и от билатерально симметричных организмов, конфигурации D- S . У опоссума квадрат (П =Р =0), у транс особейтрапеция (П , Р дискордантны) у цис особейромб (П , Р конкордантны), выявляющие уникальные свойства цис структур : сверх D (повышенное артериальное давление D полушария от D руки в цис позиции) и сверхобучение (max Iп между D полушарием и S рукой по контра связи, рис. 6).

Сенсорная асимметрия - это совокупность признаков нарушения равенства функций правой и левой частей парных органов чувств.

Оценка сенсорной асимметрии включает определение ведущего глаза, ведущего уха и латерализации тактильного восприятия.

Сенсорная асимметрия по мере взросления усиливается, а в пожилом возрасте нивелируется. Профессиональная деятельность может влиять на выраженность сенсорной асимметрии.

Асимметрия зрения проявляется в том, что в одном из глаз раньше включаются механизмы аккомодации, выше острота зрения, шире поле зрения, и информация, поступающая в мозг из этого глаза, является доминирующей. Все это признаки ведущего глаза.

Асимметрия глаз обнаруживается у 90% людей. При этом правый глаз доминирует примерно у 60% популяции, левый - у 30%.

Асимметрия зрения более выражена у правшей.

Асимметрия зрения нарастает к зрелому возрасту, а затем снижается.

Определение ведущего глаза

Ведущий глаз определяется с помощью теста «Подзорная труба» и пробы Розенбаха в модификации Брагиной - Доброхотовой.

Для проведения теста «Подзорная труба» может быть использована свернутая из бумаги трубка диметром 2-3 см и диной 20-30 см. Ее можно заменить листом плотной бумаги с отверстием диаметром 1 см. При проведении тестирования обследуемый должен держать используемое приспособление на расстоянии 20-25 см от лица и через отверстие поймать взглядом объект, находящийся на расстоянии более метра. Затем, поочередно закрывая глаза, нужно определить, при закрывании какого глаза объект перестает быть видимым. Этот глаз оценивается в данном тесте как ведущий.

Для проведения пробы Розенбаха может быть использован любой продолговатый предмет (например, ручка или карандаш). Этим предметом обследуемый загораживает условную цель, находящуюся от него на расстоянии более метра. Затем, поочередно закрывая глаза, нужно определить, при закрывании какого глаза объект остается видимым. Этот глаз оценивается в данном тесте как ведущий.

При определении ведущего глаза результаты каждого теста учитываются с равными весами.

Асимметрия слуха проявляется в том, что звуки, подаваемые в одно из ушей, человек лучше различает по высоте, громкости, длительности, тембру, локализации. Для сигналов, подаваемых в ведущее ухо, выше скорость реакции.

Асимметрия слуха обнаруживается более чем у 80% популяции. При этом у 70% чувствительность выше справа, а у 13% - слева.

Асимметрия слуха более выражена у правшей.

В усложненных условиях деятельности слуховая асимметрия усиливается.

Определение ведущего уха

Для определения ведущего уха используются тесты «Часы», «Телефон», а также дихотический тест.

Для проведения теста «Часы» необходимо механические часы положить на стол перед обследуемый и попросить его послушать, идут ли они. Заключение по данному тесту делается на основании того, каким ухом прислушивается обследуемый.

При проведении теста «Телефон» обследуемого просят снять трубку. Заключение по данному тесту делается на основании того, к какому уху подносится телефонная трубка.

Для проведения дихотического теста необходим компьютер с установленной звуковой картой, и головные телефоны (обращайте внимание на маркировку левого и правого наушников). Перед началом работы следует выровнять уровни интенсивности звука по левому и правому каналу, используя программные средства операционной системы по управлению звуковой картой. Тестирование проводится следующим образом. Синхронно в оба уха предъявляются различные наборы слов, которые обследуемый должен запомнить. После завершения предъявления обследуемого просят написать слова, которые ему удалось запомнить. Заключение по данному тесту делают на основании того, через какое ухо запомнилось больше слов.

При определении ведущего уха результаты каждого теста учитываются с равными весами.

Асимметрия осязания

Различают активное и пассивное осязание. Активное осязание работает при ощупывании предметов. Пассивное - при движении предметов по поверхности кожи.

Асимметрия осязания проявляется в том, что у правшей правая рука доминирует при активном осязании, а левая - при пассивном. У левшей тактильная асимметрия не выражена.

Определение тактильной асимметрии

Для определения тактильной асимметрии применяется тест на тактильное сопоставление фигур. Для проведения данного теста целесообразно использовать доску Сегена, которая состоит из базовой пластины и 10 фигурок (2 набора по 5 фигур). Фигурки из первого набора в случайном порядке закрепляют на доске. Фигурки из второго набора в случайном порядке даются обследуемому в тестируемую руку. Тестирование проводится с закрытыми глазами под наблюдением экспериментатора. Задача обследуемого - как можно быстрее совместить одинаковые по форме фигурки. Перед тестированием другой руки следует изменить расположение на доске фигурок-эталонов. Оценивается абсолютное преимущество для одной из рук по показателю времени выполнения теста. Желательно, чтобы обследуемый предварительно потренировался в выполнении теста с открытыми глазами.

Асимметрия обоняния и вкуса

Более чем у 80% людей обоняние и вкус асимметричны. Значительно чаще более чувствительной является левая сторона носа и левая половина языка. Однако эти показатели при определении сенсорной асимметрии, как правило, не учитываются.

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй