Постановка правой руки на виолончели. Постановка правой руки при игре на виолончели

Постановка правой руки на виолончели. Постановка правой руки при игре на виолончели

05.03.2024

Муниципальное образовательное учреждение

«Детская школа искусств №1»

Преподавателя по классу виолончели Приваловой Т.П.

Тема: « Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения»

Выполнила:

преподаватель оркестрового отделения

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1»

Привалова Татьяна Павловна

Г. Балашов 2013г

План

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Знакомство с инструментом
  2. Формирование игровых навыков в виде игры
  3. Подготовительные упражнения с карандашом для правой руки
  4. Подготовительные упражнения для левой руки

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи педагога в период начального обучения музыканта

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога по специальности в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося,

создать условия для самореализации, самопознания и самоопределения личности, применять такие средства, которые помогли бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие. Необходимо проводить на переменках во время урока творческие физкультминутки на координацию движений, снятие мышечной напряженности и усталости, следить за формированием правильной осанки (удобная, правильная поза за инструментом), применять принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижению барьера страха, формированию доверия к преподавателю и развитию доброжелательных взаимоотношений).

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук. Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитывать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

Глава I. Знакомство с инструментом.

Итак, первое знакомство с инструментом, со звучанием виолончели в исполнении педагога и вообще с миром музыки должно быть ярким, запоминающимся, но, когда ученик видит виолончель и смычок, он психологически и физиологически закрепощается, потому что ему кажется это очень трудным, поэтому первые навыки держания и ведения смычка отрабатываются на карандаше или палочке, которые не вызывают у ученика чувство страха.

На первых уроках педагог знакомит ученика с деталями инструмента и смычка, названиями открытых струн. Большое значение имеет правильный подбор инструмента и смычка в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на ½ сидения стула, спина – прямая, корпус обычно слегка наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в трех точках:

1 . На шпиле.

2 . У груди – ближе к правой стороне.

3 . У колена левой ноги.

В ряде случаев также виолончель поддерживается и правой ногой. Для удобства игры виолончель устанавливается несколько наклонно. Наклон инструмента регулируется при помощи шпиля. В современной игре на виолончели применяются не только прямые, но также изогнутые шпили. Изгиб не должен быть чрезмерным. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем. Для удобства ведения смычка на струнах Ля и Ре виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, иначе ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне До.

Обычно в начальный период обучения используется следующий стереотип развития: начальная постановка рук, изучение нот и последующее разучивание пьес по «Хрестоматии», в которой каждая новая пьеса включает в себя новые технологические трудности. Занятия строятся от простого к сложному. Маленькие успехи рождают желание добиваться больших успехов, а также вдохновляют ученика к дальнейшей работе. Разучивание пьесы – это уже музыкальное творчество, оно должно приносить радость и определенное удовлетворение, когда пьеса «получается». Такие занятия приносят радость, а это в огромной мере способствует быстрой, интуитивной приспособляемости рук, мышц игрового аппарата к инструменту.

Глава II. Формирование игровых навыков в виде игры.

Намного целесообразнее на первом этапе обучения использовать множество простых упражнений, которые преподносятся ученику в виде игры. Каждая такая игра-упражнение может носить своё название и на уроке, кроме изучения пьесы, следует уделять время для занятий этими упражнениями, которые постоянно обновляются. Так, постепенно ученик сделает первые шаги в деле формирования всех игровых навыков и приёмов в простейшем виде. У ученика, на основе правильно заложенных в подсознании игровых рефлексов, вырабатывается интуиция к постижению новых исполнительских задач. Если же исполнительская интуиция малоразвита, малоактивна, то при встрече с новым «трудным» исполнительским материалом могут появиться, пусть даже незначительные физиологические закрепощения игрового аппарата, которые могут постепенно привести к напряжению уже крупных мышц, а это ведет, в свою очередь, к изменению конфигурации постановки рук. Исправлять ставшее неправильным очень трудно, а часто плановость работы в учебном музыкальном заведении не позволяет приостановиться, отойти чуть назад, сделать некоторую профилактику постановки рук. Неправильности наслаиваются, нагромождаются и ученик становится малоперспективным.

Работа над музыкально-исполнительской техникой требует от играющего полной сосредоточенности, сознательного проявления воли, активности и инициативы, настойчивости в достижении цели, усидчивости в занятиях. Все эти качества, способности, черты характера учащегося воспитываются в семье, в общеобразовательной школе, в различных общественных организациях. Этому должны уделять большое внимание и педагоги музыкальных учебных заведений.

Дошкольное воспитание основывается на образно-эмоциональном восприятии музыки. Возможность понимать музыку, эмоционально реагировать на нее, вначале намного опережает у детей умение играть. Преподавателю необходимо последовательно и комплексно развивать малыша на основе сочетания пения, слушания, изучения нотной грамоты, подбора мелодий, транспонирования с постановочным оформлением рук, упражнениями, нацеленными на освобождение игрового аппарата от излишнего напряжения. Наблюдения показывают, что дети не могут слишком долго играть гаммы и арпеджио, ввиду недостаточного внимания и усидчивости. Но и взрослые ученики не всегда имеют возможность уделять много времени этим упражнениям. Одним из самых необходимых видов работы в дошкольном периоде является пение. Разучивание попевок целесообразно начинать в диапазоне большой секунды и постепенно его увеличивать. Это способствует развитию звуковысотного слуха, образованию связи «вижу- слышу - воспроизвожу». Таким образом, осваивается высотная характеристика звуков и их обозначение на нотном стане. В дальнейшем это дает возможность перейти к анализу мелодической линии пьесы: восходящее или нисходящее движение мелодии, поступенно или скачком, повторение одного и того же звука. Определяя характер и настроение пьесы, ученик неизбежно связывает их со своими переживаниями.

Первые пьесы, пока ученик не освоил приемы держания и ведения смычка, учимся играть «щипком» – прием pizzicato на открытых струнах. Одновременно приучаемся правильно держать смычок, тренируемся, как уже говорилось, на карандаше. Правильное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре piano у колодочки приходится удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца - с небольшим нажимом. При игре forte нижней частью смычка рука заметно опирается на струну, в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительный нажим. Опора руки сосредоточивается при этом главным образом на указательном и большом пальцах. Смычок ведется обычно с небольшим наклоном трости в сторону грифа.

В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно; он (способ) призван содействовать правильному, свободному ведению смычка и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.

Глава III. Подготовительные упражнения с карандашом для правой руки.

Правильные параметры конфигурации кисти:

4 пальца слегка разобщены, округлые, большой палец также округлый и приставляется против 2-ого;

Держа на весу карандаш, ударять «подушечкой» попеременно каждого (1-4) пальца, не отрывая все остальные пальцы;

Держа карандаш, катать его между четырьмя и большим пальцами, добиваясь свободной пластичности движений;

Производить с карандашом вращательные движения кистью в одну и в другую стороны;

Производить, держа карандаш, движения кистью вверх и вниз (как делают это при прощании или при игре в мяч об пол);

Производить перемещения по карандашу (палочке) посредством перебора пальцами;

Нажимая попеременно то 1-м, то 4-м пальцем, добиться эффекта качелей;

Приближать и удалять карандаш к ладони, сгибая и разгибая пальцы.

Выработка первоначальных навыков ведения смычка:

Задача преподавателя с первоначального этапа обучения музыке состоит в том, чтобы научить ученика работать только нужными мышцами для того или иного игрового движения и с необходимым для этого движения мышечным усилием. Итак, подготовительные упражнения для правильного ведения смычка:

1. Упражнение-игра «Поезд».

Поставим смычок на стол (волосом вниз) как бы на воображаемые «рельсы». Возьмем «поезд» только 2-м и большим округлыми пальцами и протащим его по «рельсам». Кисть в разных точках пространства остается неизменной, конфигурация кисти, по отношению к смычку во время игры не меняется, меняется только угол между кистью и предплечьем.

2. Упражнение-игра «Качели».

Между 2-м и большим пальцем проходит ось «качелей». 1-й и 4-й пальцы постоянно в процессе игры координируют нажим каким-либо из этих пальцев на трость по ту или другую сторону оси.

3. Упражнение-игра «Турник».

Ученик опускает четыре пальца в точки сгиба первых фаланг на смычок, который держит перед ним на уровне груди учитель, и рука всем своим весом безвольно повисает на этом «турнике». При покачивании смычка учителем из стороны в сторону расслабленная рука ученика должна ответно двигаться волнообразно, свободно прогибаясь во всех сочленениях. Здесь мы ставим целью выработать у ученика навык работы определенных мышц руки автономно, при полной расслабленности всей руки, при покое других мышц этой руки и всего тела. Педагог при этом должен добиться осмысленного контроля учеником за правильностью всех параметров держания смычка. На этом этапе целесообразно использовать смычок самый маленький, самый легкий, т.к. держание на весу тяжелого смычка может вызвать в руке напряжение. Ведь при игре смычок своим весом опирается на струну.

4.Упражнение-игра «Тяни-толкай».

Учащимся необходимо постепенно усвоить очень важные двигательные ощущения: при ведении смычка вниз (П) его нужно «тащить», а при ведении «вверх» (V) - «толкать».

Глава IV. Подготовительные упражнения для левой руки

1-й и большой палец соединить так, чтобы получилось колечко. То же самое - остальными пальцами, постучать каждым пальцем о большой палец. При соединении с большим пальцем стараться сохранить колечко, при этом работает только один палец, другие не должны помогать, и по возможности, не должны вовлекаться в движение. На это обращать особое внимание. Далее это упражнение производить на грифе, чередуя разные варианты аппликатуры:

Прижат(ы) Опускается с легким ударом

1-й 2-й

1-й и 2-й 3-й

1-й,2-й и З-й 4-й

1-й, 2-й,3-й и 4-й вместе

1-й, 2-й и 3-й одновременно

1-й и 2-й 3-й и 4-й одновременно

2-й 1-й и 3-й

1-й и 3-й 2-й и 4-й

2-й 1-й и 3-й попеременно

1-й и 3-й 2-й и 4-й попеременно

1-й и 2-й 3-й и 4-й попеременно

Очень часто встречается такая ошибка у учеников, когда после 1 -го прижатого пальца опускается на струну только 3-й без 2-го, который в это время остается поднятым, что ведет к напряжению в кисти. Кисть при этом «деревенеет», от зажатости, лишается пластичности. При игре с вибрацией ученик будет использовать только один игровой (вибрирующий) палец на струне. А в технических последовательностях все предыдущие пальцы должны находиться на струне. Ставить пальчики надо на «подушечки», т.к. именно там находится самая чувствительная, самая «умная» область пальца -рецептор, нервное окончание. Большой палец должен быть постоянно прижат к шейке, т.е. должен опираться на шейку и как бы образовывает «колечко» с 1-м пальцем, как это было в упражнении. В этом случае используется минимальное усилие противолежащих пальцев (игровых и большого пальца) по обеспечению прижатия струны к грифу.

1. Упражнение-игра «Семафор»

Палец должен хорошо «запомнить» ощущение легкого скольжения и мгновенного торможения посредством кратковременного усиления давления. Остановку необходимо производить точно на черте перед «семафором». Движение вырабатывается до очень быстрого, а остановка - до моментальной. Этот прием надо отрабатывать как в направлении вверх, так и вниз, отдельно каждым из 4-х пальцев.

2. Упражнение-игра «Пропеллер»

Ученическую линейку зажать в кулаке и вращать то в одну, то в другую сторону на сколько возможно быстро. Осью вращения в этом случае будет являться предплечье и кисть, составляющие собой прямую. При этих вращательных движениях рука должна оставаться абсолютно свободной. Это упражнение является подготовительной формой развития вибрации. Надо не забывать о том, что в раннем возрасте ребенок не может заниматься длительное время одним и тем же видом занятий. Поэтому педагог должен давать ему передышку по мере необходимости и отводить время на изучение нот, устройство инструмента и т.д.

Педагог должен постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений изучаемых произведений. С первых уроков и на протяжении дальнейшего обучения необходимо добиваться интонационной и ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука - есть основные требования на всех этапах обучения. Не допуская излишнего форсирования звука, а также поверхностного звучания, необходимо как можно раньше пробудить в ученике стремление к певучести звука и выразительности исполнения.

Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений с аккомпанементом обогащает музыкальное представление учащегося, помогая лучше понять содержание произведения, заставляя добиваться согласованного ансамблевого звучания.

На уроках по специальности ученик должен осваивать первые навыки игры в ансамбле. Занятия в ансамбле могут проводиться на первых порах в паре с педагогом (педагог исполняет более трудную партию). Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели проблемы, возникающие у преподавателей виолончельных классов в работе с учащимися на начальном этапе обучения. Именно этот этап, где закладывается фундамент формирования ученика в музыканта-исполнителя, требует к себе самого пристального внимания со стороны музыкантов-методистов, психологов и физиологов. Все проблемы рассматриваются с момента начала игры на виолончели, но специалистам необходимо детально разработать подготовительный период, имеющий своей целью уменьшить психофизиологические трудности, возникающие у юного музыканта на первых уроках музыки. Стремясь к оптимизации процесса обучения, педагогу надлежит широко применять системный метод в изучении проблем, искать новые творческие решения, создавать широкое поле для совершенствования музыкальной культуры следующих поколений.

Литература

А.Броун. «Очерки по методике игры на виолончели». Москва.1989г.

Р.Сапожников. «Обучение начинающего виолончелиста». Москва.1998г.

Х.Беккер. «Техника и искусство игры на виолончели». Москва.1978г.

В. Бирина « Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа). Москва. 1988

Н.Бойцова « История инструментального исполнительства» 2005 Берлянчик


Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу.

Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко к ногтю. Для этого пальцы не должны быть излишне согнуты. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать.

Основные типы расположения пальцев во время игры - узкое и широкое. При узком расположении (см. рис. 2) 1-м и 4-м пальцами на одной струне берется малая терция, а смежными - малая секунда (полутон):

Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы - это нужно осуществлять без излишнего напряжения.

При широком расположении 1-м и 4-м пальцами охватывается большая терция, а 1-м и 2-м - большая секунда (см. рис. 4).

В среднем и высоком регистрах большая терция обычно берется 1-м и 3-м пальцами.

Широкое расположение пальцев достигается двумя способами:

1. путем оттягивания 1-го пальца от остальных.

2. путем оттягивания 2-го, 3-го, 4-го от 1-го, при этом 3-й и 4,-й пальцы не должны отклоняться влево от струны.

В обоих случаях 1-й палец вытягивается, но распрямляется не полностью. Для облегчения задачи предплечье и кисть слегка поворачиваются в сторону большого пальца. При переходе к узкому расположению пальцев следует снова выровнять положение руки.

Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного изгиба в суставе.

Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре в первых позициях локоть находится в более низком положении, чем в высоких позициях, и для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении, позволяющем легко переходить от первых позиций к более высоким и наоборот. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны.

По мере перехода от нижнего регистра к среднему и высокому пальцы получают все больший наклон, вследствие чего затрудняется применение четвертого пальца. Для свободного применения 4-го пальца нужно немного выдвинуть вперед всю руку (см. рис. 5, 6).

На начальном этапе обучения.

Задачи педагога.

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога по специальности в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства.

Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося.

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук.

Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.


Итак, первое знакомство с инструментом, со звучанием виолончели в исполнении педагога и вообще с миром музыки должно быть ярким, запоминающимся, но, когда ученик видит виолончель и смычок, он психологически и физиологически закрепощается, потому что ему кажется это очень трудным, поэтому первые навыки держания и ведения смычка отрабатываются на карандаше или палочке, которые не вызывают у ученика чувство страха. На первых уроках педагог знакомит ученика с деталями инструмента и смычка, названиями открытых струн. Большое значение имеет правильный подбор инструмента и смычка в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на ½ сидения стула, спина – прямая, корпус обычно слегка наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в трех точках: 1. На шпиле. 2. У груди – ближе к правой стороне. 3. У колена левой ноги.

В ряде случаев также виолончель поддерживается и правой ногой. Для удобства игры виолончель устанавливается несколько наклонно. Наклон инструмента регулируется при помощи шпиля.

В современной игре на виолончели применяются не только прямые, но также изогнутые шпили. Изгиб не должен быть чрезмерным. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем. Для удобства ведения смычка на струнах Ля и Ре виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, иначе ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне До.

Обычно в начальный период обучения используется следующий стереотип развития: начальная постановка рук, изучение нот и последующее разучивание пьес по «Хрестоматии», в которой каждая новая пьеса включает в себя новые технологические трудности. Занятия строятся от простого к сложному. Маленькие успехи рождают желание добиваться больших успехов, а также вдохновляют ученика к дальнейшей работе. Разучивание пьесы – это уже музыкальное творчество, оно должно приносить радость и определенное удовлетворение, когда пьеса «получается».

Такие занятия приносят радость, а это в огромной мере способствует быстрой, интуитивной приспособляемости рук, мышц игрового аппарата к инструменту.

Намного целесообразнее на первом этапе обучения использовать множество простых упражнений, которые преподносятся ученику в виде игры. Каждая такая игра-упражнение может носить своё название и на уроке, кроме изучения пьесы, следует уделять время для занятий этими упражнениями, которые постоянно обновляются. Так, постепенно ученик сделает первые шаги в деле формирования всех игровых навыков и приёмов в простейшем виде. Занятия в этом случае не носят для ученика характера утомительных поисков правильного воспроизведения всех многочисленных замечаний педагога, а педагог имеет возможность сконцентрировать его внимание на более интересных аспектах исполнительства.

У ученика, на основе правильно заложенных в подсознании игровых рефлексов, вырабатывается интуиция к постижению новых исполнительских задач. Если же исполнительская интуиция малоразвита, малоактивна, то при встрече с новым «трудным» исполнительским материалом могут появиться, пусть даже незначительные, физиологические закрепощения игрового аппарата, которые могут постепенно привести к напряжению уже крупных мышц, а это ведет, в свою очередь, к изменению конфигурации постановки рук. Исправлять ставшее неправильным очень трудно, а часто плановость работы в учебном музыкальном заведении не позволяет приостановиться, отойти чуть назад, сделать некоторую профилактику постановки рук. Неправильности наслаиваются, нагромождаются, и ученик становится малоперспективным.


Для успешного овладения техникой игры на инструменте учащиеся должны прежде всего иметь ясное слуховое представление об изучаемом материале, понимать способы исполнения, цель и смысл каждого упражнения.

Работа над музыкально-исполнительской техникой требует от играющего полной сосредоточенности, сознательного проявления воли, активности и инициативы, настойчивости в достижении цели, усидчивости в занятиях. Все эти качества, способности, черты характера учащегося воспитываются в семье, в общеобразовательной школе, в различных общественных организациях. Этому должны уделять большое внимание и педагоги музыкальных учебных заведений.

Дошкольное воспитание основывается на образно-эмоциональном восприятии музыки. Возможность понимать музыку, эмоционально реагировать на нее вначале намного опережает у детей умение играть. Преподавателю необходимо последовательно и комплексно развивать малыша на основе сочетания пения, слушания, изучения нотной грамоты, подбора мелодий, транспонирования с постановочным оформлением рук, упражнениями, нацеленными на освобождение игрового аппарата от излишнего напряжения. Методика работы над гаммами, арпеджио и упражнениями может быть различной и зависит от задач, стоящих на каждом этапе обучения, от подготовленности и возраста учащегося, количества времени, которое уделяется для таких упражнений. Но при всякой системе занятий надо стремиться разносторонне развивать технику игры на инструменте. Для систематической работы над различными видами техники следует использовать хорошо усвоенные гаммы, арпеджио, интервалы и несложные упражнения. Важно при этом избегать перегрузки внимания учащегося. Так, например, для работы над каким-либо штрихом следует взять нетрудную гамму, а при изучении сложного приема для левой руки – использовать простые штрихи. Наблюдения показывают, что дети не могут слишком долго играть гаммы и арпеджио, ввиду недостаточного внимания и усидчивости. Но и взрослые ученики не всегда имеют возможность уделять много времени этим упражнениям. Одним из самых необходимых видов работы в дошкольном периоде является пение. Разучивание попевок целесообразно начинать в диапазоне большой секунды и постепенно его увеличивать. Это способствует развитию звуковысотного слуха, образованию связи «вижу – слышу - воспроизвожу». Таким образом, осваивается высотная характеристика звуков и их обозначение на нотном стане. В дальнейшем это дает возможность перейти к анализу мелодической линии пьесы: восходящее или нисходящее движение мелодии, поступенно или скачком, повторение одного и того же звука. Определяя характер и настроение пьесы, ученик неизбежно связывает их со своими переживаниями.

Первые пьесы, пока ученик не освоил приемы держания и ведения смычка, учимся играть «щипком» – прием pizzicato на открытых струнах. Одновременно приучаемся правильно держать смычок, тренируемся, как уже говорилось, на карандаше. Правильное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно; он (способ) призван содействовать правильному, свободному ведению смычка и, в конечном счете, достижению высококачественного звука. Учащимся необходимо постепенно усвоить очень важные двигательные ощущения: при ведении смычка вниз (П) его нужно «тащить», а при ведении «вверх» (V) - «толкать».

Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу. Основные типы расположения пальцев во время игры - у з к о е и ш и р о к о е. Широкое расположение пальцев достигается путем оттягивания 1-ого пальца от остальных. Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья. Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении, позволяющем легко переходить от первых позиций к более высоким и наоборот. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны.

Штрихи являются очень важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально – образного содержания и стиля исполняемого произведения. В игре на смычковых инструментах различают три основные группы штрихов: 1. плавные – легато (legato) и деташе (detache); 2. отрывистые – мартле (martele) и стаккато (staccato); 3.«бросаемые» и «прыгающие» - спиккато (spiccato) и «летучее стаккато». Чтобы выработать музыкально-выразительные штрихи, играющий должен прежде всего ясно представлять себе характер звучания каждого штриха (мягкий, отрывистый и т. д.), проанализировать движения руки, необходимые для выполнения этого штриха, и путем упражнений добиваться требуемого качества звучания его.

Заключение

Мы рассмотрели проблемы, возникающие у преподавателей виолончельных классов в работе с учащимися на начальном этапе обучения. Именно этот этап, где закладывается фундамент формирования ученика в музыканта-исполнителя, требует к себе самого пристального внимания со стороны музыкантов-методистов, психологов и физиологов. Все проблемы рассматриваются с момента начала игры на виолончели, но специалистам необходимо детально разработать подготовительный период, имеющий своей целью уменьшить психофизиологические трудности, возникающие у юного музыканта на первых уроках музыки. Стремясь к оптимизации процесса обучения, педагогу надлежит широко применять системный метод в изучении проблем, искать новые творческие решения, создавать широкое поле для совершенствования музыкальной культуры следующих поколений.

Литература

А. Броун. «Очерки по методике игры на виолончели». Москва.1969г.

Р. Сапожников. «Обучение начинающего виолончелиста». Москва.1978г.

Х. Беккер. «Техника и искусство игры на виолончели». Москва.1978г.

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»


Автор : Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.
Цель : Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.
Задачи :
Развивающие:
1.стимулировать развитие эмоциональности;
2.обогащать воображение;
3.развивать память и мышление,
Образовательные:
знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки
левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально
интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев:
1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь.
2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола.
3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения.
Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:
Если сдвинуть на струну
Пальцы в линию одну,
В стройный ряд, как буквы в строчке,
Чуть согнув, как молоточки-
Будет каждый палец твой
Звук хранить особый, свой.
А большой под гриф поставим,
Под вторым стоять заставим.
Про него не забывай
И по чаще проверяй,
Чтобы он подвижным был,
Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин)
С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:
Пальцы чуть пошире ставь,
Друг от друга их отставь.
Этим малым расстояньям
Есть особое названье.
Их запомнить нам нетрудно-
Это малая секунда.
Между наших пальцев встал
Самый малый интервал
И в себе содержит он
Помни: только полутон.

(Б. Потребухин)
Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон - полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук.

Методическая литература :
Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978
Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994
Р. Сапожников.Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №4» г. Курска

Открытый урок

«Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения»

Выполнил: преподаватель

оркестрового отделения

Гончарова М.А.

Курск – 2016 г.

Цель урока:

    Формирование навыков игры на виолончели,

    Формирование интереса к музицированию;

Задачи урока:

Образовательные:

    Формировать исполнительские умения и навыки с помощью специальных упражнений;

    Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (деташе, легато), обучение выразительному исполнению;

    Сформировать и закрепить навык правильной посадки за инструментом;

    Сформировать навык правильной постановки;

    Формировать умение использовать простейшие средства музыкальной выразительности;

    Формировать умение применять теоретические знания на практике;

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащегося;

    Развивать технические возможности;

    Развивать музыкальный слух и чувство ритма учащегося;

    Развивать координацию рук;

    Развивать навык слухового контроля;

Воспитательные:

    Воспитывать эстетический вкус;

    Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Изучение нового материала.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Методы:

    Словесный

    Наглядный

    Практический

Реализуемые технологии:

    Развивающего обучения

    Творческая лаборатория

    Художественно-эстетическая

    Здоровьесберегающая

Оборудование:

    Виолончель 3\4

    Виолончель 4\4

    Фортепиано

    Стул

    Сборники нот

Ожидаемые результаты:

    Ученик умеет самостоятельно контролировать правильную посадку и постановку рук;

    Учащийся владеет начальными приёмами игры на виолончели;

    Учащийся умеет применять знания об основных штрихах и средствах музыкальной выразительности на практике;

    Учащийся имеет понятие о транспонировании;

    Учащийся умеет транспонировать лёгкие мелодии на квинту;

    Учащийся умеет самостоятельно разбирать несложные пьесы;.

План урока:

    Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

    Основной этап:

- развитие и закрепление полученных навыков правильной посадки, звукоизвлечения, приёмов игры «пиццикато», «деташе» и «портато» при помощи упражнений и работы над пьесами ;

- Изучение нового : знакомство со штрихом «легато»: показ, обсуждение, практическая работа;

    Заключение:

- итоги работы;

- оценивание;

- домашнее задание.

Ход урока

1. Представление учащегося . Сообщение темы урока и задач.

2. Основная часть .

Посадка за инструментом. Преподаватель напоминает о важности правильной посадки и просит учащегося вспомнить и назвать три точки опоры инструмента. Учащийся садится и берёт инструмент. Если нужно, преподаватель исправляет ошибки.

Учитель: «Перед тем, как изучить новый материал, давай вспомним те приёмы игры, с которыми мы уже познакомились и над которыми ты работал в классе и дома. И начнём с пиццикато ». Преподаватель просит вспомнить, что это за приём игры и продемонстрировать его. Ученик исполняет пьесу А. Гедике «Танец» (исполняется на открытых струнах). Учитель обращает внимание на ритмическую точность и свободу правой руки.

Далее начинается работа над постановкой левой руки и игрой в первой позиции. Преподаватель просит учащегося вспомнить основные принципы постановки левой руки и проверяет результаты домашней работы с упражнениями №1, 2 и 3. Учитель замечает неточности исполнения: «Как ты думаешь, почему пальцы не всегда падают на нужное место и не всегда вовремя?». Если ученик затрудняется с ответом, обращает внимание на то, что пальцы высоко подняты над струной и\ или находятся в стороне от грифа. Поясняет, что если держать пальцы над «своим рабочим местом» им будет легче работать; предлагает сыграть упражнения и проследить за этим. Упражнения исполняются ещё раз.

Работа над интонацией. Учитель просит определить в каких упражнениях звучит тон, а в каких полутон. Слушаем как они звучат на фортепиано, повторяем голосом, попевками, а затем на инструменте. Учитель: «Как мы можем увеличить расстояние между звуками, повысить ноту?» (Использовать диез) «В классе и дома ты играл песенку «Серый кот». Какие ноты ты использовал? Сыграй, пожалуйста!» Ученик исполняет пьесу «Серый кот». Учитель: «Попробуй повысить ноту «фа» и играть вместо неё «фа#». Ученик исполняет. Преподаватель просит рассказать, как изменилась мелодия.(Изменился характер, мелодия стала светлой, весёлой, мажорной). Преподаватель: «Эту песенку ты исполняешь на струне.”ре” . Как ты думаешь, можно ли её исполнить на других струнах в той же первой позиции, такой же аппликатурой? Попробуй!» После исполнения на других струнах учитель спрашивает: «Что изменилось, а что осталось прежним?» (Такое же расстояние между звуками, мелодия, но изменился тембр). Преподаватель даёт понятие о транспонировании, как о «музыкальном лифте, который переносит мелодию вверх или вниз.

Физкультминутка: стоя выполняются следующие упражнения: повороты и наклоны головы, повороты корпуса вправо- влево(руки у груди), наклоны с выдохом.

Звукоизвлечение смычком. Деташе. Учитель просит вспомнить учащегося, как правильно располагать пальцы на смычке. Упражнение-разминка «Рисование». Учащийся рисует в воздухе «восьмёрку», «кружок» . Учитель акцентирует внимание на работе кисти и пальцев. Упражнения на открытых струнах. Преподаватель просит вспомнить,какие части руки участвуют в работе в разных частях смычка. Ученик работает сначала в нижней, а после в верхней половине смычка. Затем исполняет упражнение всем смычком. Учитель обращает внимание на необходимость плавной смены смычка. «У колодочки ты опираешься на смычок весом всей руки, а у конца рука вытянута и находится далеко от струны и ей трудно извлечь такой же громкий звук. Как можно уравновесить звук?» (приподнять кисть у колодочки, подобрать пальцы на смычке, у конца развернуть волос). Учитель просит ученика исполнить пьесу «Пойду ль, выйду ль я» (на открытых струнах) и обратить внимание на правильное распределение смычка (более длинные «половинные» всем смычком, а короткие «четверти» половиной смычка). Учащийся исполняет. По необходимости, учитель указывает на недостатки и просит их исправить.

Игра на инструменте двумя руками. Учитель просит учащегося исполнить гамму до-мажор целыми длительностями. Спрашивает: «На что нужно обратить внимание при игре двумя руками?»(Синхронность смены смычка и падения пальцев, уровень локтя на разных струнах, пальцы над струной, смычок двигается по единой игровой точке, смена смычка Учащийся исполняет гамму. Учитель просит ученика проанализировать, что удалось выполнить, а что нужно исправить. Ученик исполняет гамму ещё раз. Исполнение гаммы ритмическим рисунком

Работа над распределением смычка.

Учитель: «Всё, чему мы учимся, исполняя гаммы и упражнения, мы должны уметь применять при исполнении музыкальных произведений.» Ученику предлагается исполнить пьесу «Не летай, соловей у окошечка». Он её исполняет. Учитель интересуется характером пьесы (грустная, напевная) и её жанром (это песня), а затем просит разделить её на предложения и построить музыкальные фразы. Ученик исполняет пьесу и напевает её. Звук становится тише там, где заканчивается дыхание, исполнение становится более осмысленным, звук певучим, смена смычка незаметнее.

Учитель предлагает исполнить контрастную по характеру пьесу «Цыплята» . Ученик определяет характер пьесы (весёлая, подвижная). Учитель: «Да, эта пьеса совсем другая и играть её нужно иначе. Если в предыдущей пьесе ты вёл смычок медленно и плавно, то здесь движения должны быть какими?» Ученик отвечает и исполняет пьесу более весело, живо. Учитель по ходу исполнения подсказывает, на что обратить внимание.

Учитель: « Теперь, когда мы закрепили свои знания, мы можем двигаться дальше и познакомиться с новым приёмом игры. Послушай , пожалуйста пьесу Р . Ловланда «Song from a secret garden». Как ты можешь её охарактеризовать? Как звучит инструмент?» Учитель исполняет отрывок из пьесы « Song from a secret garden ». Ученик делится впечатлениями.(музыка.напевная, плавная, звуки пропеваются на одном дыхании и.т.д). Учитель: «Штрих, при котором несколько звуков исполняются «на одном дыхании», несколько нот укладываются на один смычок и звучат связно- называется «легато». Давай попробуем его исполнить в гамме до мажор. Обьединим по две ноты на смычок.» Ученик исполняет гамму. Если штрих более-менее получается, то ведётся работа над распределением смычка и чёткостью падения пальцев. Если же учащемуся очень сложно, то сначала гамма исполняется штрихом «портато» по две ноты на смычок. Учитель так же обращает внимание на распределение смычка, чёткость падения пальцев и соединение струн.

    Заключительная часть .

Итак, сегодня мы закрепили навыки исполнения «пиццикато» и «деташе». Научились транспонировать мелодии на квинту. Познакомились с новым штрихом- «легато».

Домашнее задание: гамму до-мажор играй штрихами деташе и легато.; пьесы «Не летай соловей» и «Цыплята» играй соответственно их содержанию, правильно распределяй смычок, добивайся красивого звука.

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй