Когнитивная терапия аарона бека. Когнитивная терапия: А

Когнитивная терапия аарона бека. Когнитивная терапия: А

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

Аарон Тёмкин Бек (1921 — н.в.) родился в Провиденсе в США в еврейской семье, которая эмигрировала в 1906 году с западной Украины.

Еще за три года до рождения сына, его родители потеряли дочь, которая умерла от гриппа и мать Аарона так никогда и не оправилась от этой потери. Привело это к тому, что мальчик воспитывался и рос в атмосфере безнадежности и постоянных депрессий в которых пребывала его мать. Возможно именно по этой причине, закончив школу, он поступает на кафедру психиатрии университета Пенсильвании.

После окончания университета Бек начинает свою собственную практику, но довольно долго работает в рамках психоаналитической концепции в которой он и получил образование. Однако, со временем к нему пришло разочарование в психоанализе и молодой ученый стал искать собственный путь, который и привел его к весьма оригинальной для того времени теории, объясняющей происхождение психологических проблем.

В психоанализе основной причиной невротических проявлений индивида считаются факторы бессознательного, которые, вступая в явное или скрытое противоречие с супер эго, порождаютневротические проявления. Решением проблемы в рамках этой школы видят терапевтический метод психоанализа, который заключается в осознании пациентом своих бессознательных проявлений и непосредственной связи невроза с травматическим переживанием. Ключ к успешному психоанализу — последующая переоценка изначально травматичного для индивида события и снижение его значимости для последнего.

В рамках бихевиоризма (другой психологической парадигмы снискавшей особую популярность как раз таки в США) причиной невротических проявлений считалось дезадаптивное поведение пациента, которое вырабатывалось постепенно вследствие повторяющихся воздействий (стимулов). Воздействия (стимулы), которые порождали такие стратегии поведения лежали в прошлом пациента, однако поведенческая терапия не делала акцента на важности воспоминаний, как это было в психоанализе. В рамках практического применения поведенческой психологии считалось, что достаточным решением психологических проблем являлось использование специальных техник научения, которые и использовались для изменения поведения пациента, то есть смены дезадаптивной стратегии на адаптивную. Бихевиористы были уверены, что выработка правильного поведения и является ключом к успеху.

Что касается Аарона Бека, то его новая концепция лежала за пределами упомянутых методов и для того времени была весьма оригинальной.

Теоретическое обоснование когнитивной терапии.

Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.

Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).

Если мы сейчас вспомним основные принципы бихевиоризма , то там, человеческое сознание рассматривалось в качестве черного ящика, по поводу которого не следует делать каких-либо выводов, ибо то, что происходит внутри нельзя обнаружить объективным научным способом.

Это было одновременно и большим преимуществом поведенческого подхода, поскольку переводило психологию в разряд научной дисциплины, и большим недостатком, поскольку исключало из цепочки стимул => реакция такую очевидно важную составляющую процесса, как сознание и то, что происходило в нем с точки зрения индивида (пусть и субъективной).

Что касается доминирующего на тот момент в Европе психоанализа, то ситуация в нем была прямо обратной. Это учение принимало в расчет то, что происходило в поле сознания пациента, на основании всего лишь научного предположения Фрейда о структуре этого сознания, и даже бралось интерпретировать причинно — следственные связи этих, по сути своей виртуальных, процессов. Само же поведение пациента определяли его невротические тенденции, которые лежали в прошлой истории.

Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция , таким образом по сути совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому, нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.

Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.

Принципы когнитивной психологии.

Рассмотрим основные принципы его подхода. Итак, по мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом. Вот его цитата, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.

Однако, если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.

Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.

Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.

— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.

— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.

— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.

Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений. Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.

Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.

Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.

По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. При этом дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, нередко такой способ думать называют черно-белым мышлением, и при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что и приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.

Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к простому мышлению.

Терапевтический метод Аарона Бека.

Данный вид терапии является логическим продолжение идей основателя, и переложением их из области научных предположений в разряд практической психологии, или иначе, метода психологической помощи.

Это систематический подход, в основе которого стоит практическая задача решения конкретных проблем клиента. Обращение метода именно к сознательным процессам личности вовсе не означает, что Беком совершенно игнорировались психоаналитические методики. Помимо этого в системе активно использовались поведенческие техники, что привело в итоге к развитию комбинированного метода когнитивно-поведенческой психотерапии .

Работа с клиентом в рамках когнитивной психотерапии.

В первую очередь психолог совместно с клиентом определяют круг проблем над которыми они будут работать, после чего ставится практическая задача этой работы — решение конкретной проблемы. Данная конкретика очень важна для формирования намерения клиента и его готовности к рутинной терапии. К терапевту выдвигается ряд требований, по сути это принципы взятые из гуманистической психологии — эмпатия, естественность, целостность, приятие клиента в безусловно позитивном ключе.

4. Декастрофикация. При депрессиях, тревожных расстройствах, да и просто при когнитивных искажениях многие люди склонны рассматривать события не согласующиеся с их ожиданиями, как катастрофу. При этом, это может быть как потеря работы, так и опрокидывание на чистую скатерть чашки с чаем. При таких симптомах терапевт предлагает рассмотреть возможные реальные последствия «катастрофы», которые чаще всего оказываются лишь временными трудностями, но никак не концом света.

5. Научение желаемому поведению. Посредством многократного повторения желаемого поведения клиент вырабатывает в себе адаптивную поведенческую стратегию. Например, робкий клиент получает задание постепенно расширять свои возможности по общению в социуме.

Мы перечислили основные принципы когнитивной терапии и упомянули несколько распространенных способов работы с клиентом. Конечно же существует еще немало способов, которые в принципе может использовать когнитивный психотерапевт в своей работе.

Из написанного выше нетрудно понять, что когнитивная терапия, вовсе не ограничивается чисто когнитивными методиками в работе с клиентом. Как мы увидели, наиболее активно используются поведенческие методы, но кроме них это могут быть и психоанализ и гуманистические принципы , которые органично дополняют методику Бека.

На сегодняшний день когнитивно — поведенческая психотерапия , один из самых популярных методов в практической психологии и Аарон Бек по праву может считаться одним из его отцов-основателей. Интересен тот факт, что фактически параллельно во времени и независимо друг от друга Аарон Бек и Альберт Эллис создали во многом схожие психотерапевтические методики.

В случае Альберта Эллиса это рационально-эмоциональная терапия в основе которой лежат схожие идеи. Впрочем, их практическое применение также похоже.

Аарон Темкин Бек (род. 18.07.1921) – американский психиатр и почетный профессор на кафедре психиатрии в Университете Пенсильвании. Бека считают отцом когнитивной терапии и изобретателем широко распространенных градаций, в том числе Опись депрессии Бека, Шкала безнадежности Бека, Шкала Бека для суицидальных идей, Опись тревоги Бека.

Аарон Бек - президент Института когнитивной терапии и когнитивных исследований и почетный президент Академии когнитивной терапии, которая выпускает высоко квалифицированных когнитивных терапевтов.

Аарон родился в городе Провиденс, Род-Айланд, он был младшим ребенком в семье, родители Аарона были еврейскими эмигрантами из России.

Аарон Бек учился в Университете Брауна и получил диплом с отличием в 1942 году.

Сейчас Аарон Бек – директор центра по предотвращению суицида.

Дочь Аарона, Юдит Бек, также является исследователем в области когнитивной терапии.

Книги (2)

Когнитивная психотерапия расстройств личности

В книге представлен обзор литературы по теоретическим и прикладным вопросам когнитивной психотерапии, обсуждаются общие проблемы диагностики и лечения, дается анализ формирования схемы и ее влияния на поведение.

Подробно раскрыты следующие основные темы: влияние схем на формирование личностных расстройств; убеждения и установки, характеризующие каждое из нарушений; природа отношений пациента с психотерапевтом; причины несогласия в психотерапии; реконструкция, модификация и реинтерпретация схем.

Когнитивная терапия депрессии

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов.

Комментарии читателей

lex / 13.06.2018 Валерий, испытывать негативные эмоции - нормально. Ненормально круглосуточно обсасывать травмирующие события в голове и упиваться самоунижением вместо поиска решения проблемы. КПТ именно об этом.
То есть да, плохое случается. Но подобные вам """реалисты""" считают, что случается ТОЛЬКО плохое и лезут ко всем навязывать это мнение. Коричневые очочки - такая же глупость, как и розовые, но гораздо болезненней и опасней.
Впрочем, продолжайте страдать, если вам так это нравится - ваша жизнь, ваше право.

Между / 19.04.2017 все хорошо. Однако, оценивать адекватность эмоций и чувств другого человека - довольно ответственная ноша.... ведь неминуемо возводишь себя в статус "правильного", а другого (индивидуальность) в неправильного. Потом, проекций никто не отменял. А вообще, лечить другие субъективные миры - ведь довольно своеобразная...

Марк / 6.05.2015 Валерий, лалка) Под видом скептицизма скрывается немонимание сути психологии вообще. Понятное дело, что с каждой проблемой и с каждым человеком вообще нужно применять разные методики.

Александр Воскресший / 13.01.2015 Хорошая терапия

Андрей / 4.04.2014 Слишком много нападений на Валерия. Видимо вы и сами не уверены в том, что говорите. Любая терапевтическая школа имеет свою область приложения. И КТ не панацея. Существует множество проблем не относящихся к иррациональности когниций.

Оксана / 14.12.2013 Здравствуйте Валерий прочитав столько книг вы упустили самую суть КП, а она заключается в том что бы найти у себя когнитивные икажения в виде должествования, катастрофизации, однобокого мышления (что в общем то вы сейчас и демонстрируете) а что касается рака и смерти не мешайте все в одну кучу, есть 5 стадий утраты который проходит каждый человек во время таких тяжелых переживаний и КП может помочь пережить их с меньшим уровнем страданий без самоистязания, с постепенным принятием. Безусловно она не решает всех ваших проблем она путем рационального мышления освобождает вас от не нужных эмоций что бы у вас появились силы решить ситуацию более конструктивно.

Станислав / 6.05.2013 "Я прочитал все книги по когнитивной терапии которые нашел на русском языке" - 0_о, о_0, 0_0. 2 вопроса: 1) как такое возможно (объем литературы, посвященной когнитивному направлению (и связанному с ним) и число авторов (даже самых известных), работающих в этой сфере - очень-очень большое). 2) Даже если гипотетически это возможно... зачем было это делать!? К мнению человека, делающего столь иррациональные и странные заявления, стоит отнестись чуть-чуть настороженно.

"И я прекрасно понял теоретическую часть этой модели. Уж точно лучше всякого гуманитария". - 0_о, о_0, 0_0. Добавить нечего.

"есть в КТ конкретные методики. И они направлены на изменение убеждений и представлений пациента. Так вот, а если эти представления максимально приближены к реальности? И проблемы реальные? Что тогда"? - Если человек прибывает в депрессивном состоянии, сломлен духом и т.д., то его убеждения и установки должны быть изменены в связи с отсутствием объективного взгляда на вещи. Да, рак. Да, смерть родного. КТ позволяет активизироваться и сделать все возможное в данной ситуации, при этом ПРИЗНАВАЯ реальные факты. Акцент внимания немного смещается. Зацикленность на трагичном событии суть путь в никуда. Замкнутый цикл без точки выхода.

Ирина / 20.04.2013 "И они направлены на изменение убеждений и представлений пациента. Так вот, а если эти представления максимально приближены к реальности? И проблемы реальные? Что тогда?"
Валерий, Вы считаете, что развод это не реальная проблема,а выдуманная? Когнитивная терапия дает конкретные примеры и их решения в подобных и во многих других реальных случаях.

Для тех кто интересуется самолечением, видимо есть на то причины) Я бы хотела посоветовать книгу, Маккей, Дэвис, Фэннинг "Как победить стресс и депрессию".

Ксения / 15.03.2013 Валерий, зачем там сопротивляться? Если вы говорите о себе (вам не помогает),то сами вы себя не вылечите,это действительно так. Какая бы ни была проблема,решение ее- глубинная работа над собой.и к слову сказать, довольно длительная. В настоящее время я работаю в этом подходе, но сейчас говорю как бывший "пациент". На мне эта модель сработала, одно условие- желание...

Михаил / 19.02.2013 Валерий,давайте представим, что у человека умер близкий, скажем, разбился на автомобиле.Это произошло пять лет назад, а боль до сих пор не исчезла. Более того, она усиливается,подогреваясь самобичеванием и бесконечными самоупреками (я мог отговорить его именно от этой поездки, но не сделал этого. Какой же я идиот...И на работе сегодня замечание получил, значит и вправду - дурак). Это "проблема" - реальная, или это высосанная из пальца?

Екатерина / 19.12.2012 Валерий, по-моему, вы не совсем верно поняли суть КТ. Там и речи нет о самовнушении и игнорировании реальных проблем. Суть в том, что есть определенные трудности могут возникнуть вследствие неадекватной переработки информации в виде дисфункциональных автоматических мыслей. Они не обязательно все неадекватные и ведут к какому-то расстройству, но есть вполне конкретные типы дисфункциональных мыслей. Плюс к этому добавляется и неудачная стратегия совладания. Терапевт же предлагает клиенту оценить, насколько его мысль адекватна и могут ли быть другие, альтернативные способы интерпретации ситуации и, соответственно, какие могут быть другие стратегии поведения. И в результате пациент учится самостоятельному выявлению и оценке этих мыслей и разработке конструктивного способа решения проблемы. Это если совсем кратко.

Валерий / 12.11.2012 Лариса, а вы не думали почему Арон Бек отдельно и особенно подчеркивает отличие КБТ от позитивной психологии. Почему так усердно нужно объяснять, что КТ это не ПП? Да потому, что это очень похожие вещи, и что бы их различить автору приходится вешать ярлык КТ. А разница лишь в теории, и то в нюансах.

Валерий / 12.11.2012 Ия, а теперь давайте спустимся на землю.
Если у вас умер близкий человек, это будет реальная "вещь" или ваше "представление о вещи"?.
Если у вас обнаружат рак вы бы хотели, что бы его вылечили в реальном мире или "в вашей реальности".
Это конечно крайности, но благодаря им можно увидеть, что проблемы часто очень даже реальны.

И я прекрасно понял теоретическую часть этой модели. Уж точно лучше всякого гуманитария. Но есть в КТ конкретные методики. И они направлены на изменение убеждений и представлений пациента. Так вот, а если эти представления максимально приближены к реальности? И проблемы реальные? Что тогда?

Лариса / 18.10.2012 Арон Бек отдельно и особенно подчеркивает отличие КБТ от позитивной психологии. Видимо, вы не все книги прочли, Валерий, или не внимательно их читали. Не знаю, как можно было придти к подобным выводам, прочтя хотя бы труды основателя, я уж не говорю про ВСЕ...

Ия / 28.09.2012 К Валерию. Я прочитал все книги по когнитивной терапии которые нашел на русском языке (с). Сомневаюсь. Ибо у Вас совершенно извращенное понимание когнитивной психотерапии. КП как раз и построена на Епиктетовом постулате, что "истина не постижима" и "Не сами вещи, а представления об этих вещах беспокоят пациента". Когнитивный психотерапевт имеет дело лишь с моделями реальности пациента. Он ни в коем случае не навязывает паценту мысли о том, что все хорошо, если есть проблема и не уговаривает пациента это принять. Если Вы так считаете, то Вы действительно путаете КП с гипнотерапией.
Задача терапевта - помочь пациенту выявить то, что мешает ему успешно функционировать в его (пациента) реальности, а не в той реальности, какую психотерапевт считает правильной.

Ну и на счет "вся проблема в тебе". То это действительно так. Но это ни в коем случае не значит - "сам виноват, сам дурак". Это значит, что пациент должен перестать сваливать вину за неудачи на других людей и обстоятельства и взять ответственность за свою жизнь на СЕБЯ.

И последнее. Про "прочитал все книги". Недостаточно почитать учебник по хирургии, чтобы самостоятельно вырезать себе аппендицит. Для того, чтобы лечение состоялось - нужен профессионализм, опыт и знания и терапевта. Это к вопросу о том, что "читал, но непомогло".

Не занимайтесь самолечением, если болит - сходите к терапевту.

Собственную модель психотерапевтической помощи независимо от А. Эллиса разработал Аарон Бек (род. 1921), опираясь на достижения поведенческой психологии.

Причину возникновения неврозов А. Бек усматривает в нарушениях процессов обработки информации. Он выделяет основные группы психологических механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

Когнитивные элементы разделяют на базовые информационные ссылки (сигналы, сообщения), которые содержат глубинные представления об окружающем мире, других людей, себя ("я никому не нужна, меня никто не любит", "нельзя верить людям"), и автоматические мысли, сопровождающих переработки информации в определенный момент времени. Так они названы через самопроизвольность, быстротечность и бессознательное. При этом способе человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней самопроизвольно. Эти мысли очень отличаются от осознанных, предусматривающих определенный контроль над предметом и логикой размышлений. Однако субъективно они кажутся вполне правдоподобными.

Когнитивные процессы объединяют базовые ссылки и автоматические мысли, они обеспечивают соответствие между новой информацией и бывшими представлениями. Например: "Меня никто не любит, я некрасивая и глупая. А если кто-то и полюбит, я не буду с ним дела - у него плохой вкус".

Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг определенной специфической темы («Я сексуально неполноценный", "Никогда не выйду замуж" и др.).

Клиент - молодой преподаватель - обратился к психотерапевту с такой проблемой. Он пригласил старшую коллегу на свою лекцию, долго и тщательно перед этим готовился, но остался недоволен тем, как ее прочитал:

"Все получилось ужасно, хуже некуда. Первую часть, о Канте, я читал, не отрываясь от конспекта. Студенты поняли, что я этим материалом не владею. О экзистенциалистов я пытался рассказывать, но почти все забыл, смял. Конечно, Тамара Михайловна прав: надо уметь увлечь слушателей. А я говорил монотонно. Я вообще не могу так красиво говорить, как она. Худший конец: нужно было подать итоги, четкие определения, а я не успел. И мнение терял несколько раз. Хорошо, что больше никого на лекции не было - забрали бы у меня этот спецкурс. Плохой я преподаватель. Уже три года работаю и не могу научиться простых вещей. Я никогда не буду читать лекции так, как мой научный руководитель. И даже как Евгений Владимирович. Он историк, гуманитарий, а я всьогонавсього бывший инженер.

Ведь готовился целую неделю, столько всего прочитал. Хотел поразить эрудицией - и такой провал. Конечно, все, что я читал, на ее фоне - капля в море. Она даже не критиковала сильно, но видно, что жалеет меня, непутевого. Хуже всего - это сочувственный тон.

А хвалила она незаслуженно, только для того, чтобы меня поддержать. На самом деле я знаю, которые ей лекции нравятся. Если бы она сказала все, что думает о моей лекцию, я бы, наверное, повесился. А она, собственно, почти ничего и не похвалила. Снисходительная ирония - это все, что я заслужил, моя справедливая оценка. Не получится ничего с меня - преподаватель я слаб, диссертацию не пишу и вообще. "".

В этом примере автоматические мысли касаются профессиональных умений клиента, базисное ссылки которого звучит так: "Если я не умею всего, что может мой научный руководитель, то как преподаватель я - ничтожество". Когнитивные процессы (среди которых особенно выделяется необоснованное сравнения) обесценили все положительное, что было на лекции, и превратили восприятия похвалы коллеги как иронии и жалости. Когнитивное содержание "Я плохой, слабый преподаватель" дополнительно усилился.

Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли, наиболее распространены следующие:

Произвольный вывод ("Студенты прогуляли мою лекцию. Это значит, что я никчемный преподаватель")

Избирательность и надузагальнення ("Во время моего доклада руководитель вышел. Он мной недоволен и собирается меня уволить»);

- "Черно-белое" мышление (склонность мыслить в категориях "все - ничего", "прекрасный - ужасный", "святой - мерзавец»);

Персонификация (стремление воспринимать в свой адрес нейтральные высказывания и действия: "Чего это они заговорили о дураках? Меня имеют в виду. Издеваются")

Недооценка или преувеличение важности отдельных событий или поступков.

Когнитивная терапия А. Бека рассматривает роль неточной, неупорядоченной, надузагальненои и гиперболизированной информации в процессе возникновения психологических проблем. Если лишить личность патологических когнитивных образований, автоматические мысли, вызывающие трудности, можно посмотреть и избавиться от тех, которые вредят уверенности или самооценке.

Когнитивная психотерапия начинается с попытки понять автоматические мысли. Сосредоточившись на них, клиент лучше представляет их содержание и последствия. Одна из техник, которую широко применяют для этого, - заполнение пропуска, когда человек учится замечать последовательность внешних событий и своих реакций на них. Например, произошло определенное событие А: клиентка встретила на улице свою бывшую однокурсницу, но и с ней не поздоровалась. В результате она весь вечер чувствовала грусть и беспричинную тоску (состояние В). Необходимо найти то, что заполняет пробел между А и В. Им могут быть такие мысли: "Ну вот, Ирина меня не заметила. Скорее всего, не узнала. Значит, я очень постарела. А сама она почти не изменилась. И одета, как всегда, шикарно. Конечно, таких женщин, как я, средних лет, в дешевых пальто и туфлях без каблуков, никто не замечает. Ирина о таких говорила в группе - "тети". Я типичная "тетя", как ни смотри ". Осознание звена событий помогает найти причину тоски, поведения или депрессивного состояния, стали привычным фоном бытия.

Если клиент умеет распознавать автоматические мысли и выявлять их дезадаптивным сущность, он относится к ним объективно, понимает, как искажается в них реальность. Благодаря этому он дистанцируется от их разрушительного воздействия.

Дистанцирование (лат. Distantia - расстояние) - способность к объективному рассмотрению автоматизма (действий, которые происходят без участия сознания).

Здоровые люди обладают способностью отличать свои мысли и взгляды, гипотезы и предположения от реальных фактов и событий жизни. У невротиков она нарушена, они часто склонны наделять особым значением события, которые их не касаются, искать свою причастность к ним. Депрессивная женщина чувствует вину не только за то, что подгорел пирог, но и за дождь, который испортил загородную прогулку. Параноидальный директор считает все успехи и достижения своих подчиненных этапами коварного плана, имеют целью подрыв его авторитета. Тревожная мать не отпускает сына-подростка гулять и готова вести его в школу за руку из-за того, что в газете написали о очередной скачок преступности против несовершеннолетних.

Убедить клиента в том, что он не всегда является центром всех событий, помогает использование техники децентрации.

Децентрация (лат. B е - префикс, означающий отличие, и это ntrum - центр, средоточие) - преодоление эгоцентричностью личности благодаря изменению ее взглядов, позиций при сопоставлении их с взглядами и позициями других людей.

Эта методика особенно успешна в группах, участники которых удивленно убеждаются в том, что проблемы, которые казались им уникальными, достаточно типичны, а центром мировых явлений, оказывается, считает себя почти каждый человек.

Клиент, который научился проверять правдивость своих мыслей, достоверность и точность выводов, становится не только более реалистичным, но и эффективным. Для оценки таких ситуаций применяют валидность - представление о том, насколько определенное правило, закон, формула выражают или характеризует предмет, для которого они предназначены. Оценки и мнения людей об окружающей действительности также могут быть валидными или невалидный. Человека с существенными когнитивными нарушениями и многочисленными иррациональными установками можно считать психологическим инвалидом - это словосочетание указывает и на природу ее проблем.

Умение не путать мысли с реальностью - важнейшая составляющая психического здоровья и личностного благополучия. Первоочередной задачей рационально-эмотивной и когнитивной психотерапии является формирование единства опыта и знания, опираясь на которые, человек может руководствоваться разумом, здравым смыслом в решении любых сложных проблем, не утруждая свое сознание навязчивыми невротическими мыслями и чувствами. По специфике этого подхода сильного терапевтического эффекта можно достигать, даже читая соответствующую литературу, хотя работать с терапевтом всегда лучше, чем учиться самостоятельно.

В одной из работ А. Бека подано своеобразный "моральный кодекс непременно невротика":

1) я должен быть щедрым, тактичный, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым;

2) я должен быть идеальным любовником, другом, отцом, учителем, студентом, человеком;

3) я должен справляться с проблемой легко и с полным самообладанием;

4) я должен всегда уметь быстро находить решение любой проблемы;

5) я никогда не имею страдать; я всегда должен быть счастливым и беззаботным;

6) я все знать, понимать и предвидеть;

7) я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами;

9) я никогда не должен быть уставшим или больным;

10) я должен быть всегда на пике эффективности.

Итак, когнитивный направление в психотерапии основывается на концепции классической рациональности и т. Н. компьютерной метафоре, что рассматривает психику человека как сложное устройство для обработки информации об окружающем мире. Психологические проблемы и трудности возникают вследствие «сбоев» в действии Прист, а когнитивная психотерапия ликвидирует "сбои" и обеспечивает адекватное психическое и личностное функционирование.

Когнитивная терапия А. Бека и рационально-эмотивная терапия А. Эллиса незначительно отличаются, акцентируя определенные аспекты когнитивной активности индивида. А. Эллис считает причинами неврозов иррациональные когниции личности, дефицит позитивной поддержки и чрезмерную сосредоточенность на негативных ожиданиях. Модель А. Бека основывается на представлении о ведущей роли абсолютистских требований в возникновении неврозов; причины их он усматривает в нарушениях процессов обработки информации и выделяет три основные группы механизмов, в которых возможны «сбои»: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание. Анализ и просмотр иррациональных установок и невротических обязательств помогает личности освободиться от неадаптивных принудительных реакций и форм поведения, а когнитивная психотерапия предлагает конкретные формы и способы таких оздоровительных для сознания процедур.

Когнитивная терапия была предложена А. Беком в 60-х годах XX века в первую очередь для лечения больных с депрессиями. В последующем показания для ее применения были расширены, и она стала использоваться для лечения больных с фобиями, с навязчивыми расстройствами, психосоматическими заболеваниями, пограничными расстройствами, а также для оказания помощи клиентам с психологическими проблемами, не имеющими клинической симптоматики.

Когнитивная терапия не разделяет взглядов трех основных психотерапевтических школ: психоанализа, который считает источником расстройств бессознательное; поведенческой терапии, которая придает значение лишь очевидному поведению; традиционной нейропсихиатрии, в соответствии с которой причинами эмоциональных расстройств служат физиологические или химические нарушения. Когнитивная терапия основана на достаточно очевидной идее о том, что представления и высказывания человека о себе, своих установках, убеждениях и идеалах информативны и значимы.

По мере развития люди накапливают обширный багаж информации, концепций и шаблонов для совладания с психологическими проблемами существования. Эти знания находят применение в процессе наблюдения, выдвижения и проверки гипотез, вынесения суждений - своего рода практической научной работы. Исходя из своего культурного наследия, образования и опыта, люди учатся использовать инструментарий здравого смысла: формировать и проверять истинность предчувствий, выявлять различия, рассуждать, чтобы разрешать конфликты, и судить о том, насколько реалистичной является их реакция на различные ситуации (Паттерсон С, Уоткинс Э., 2003).

Здравый смысл, однако, не может дать объяснений эмоциональным расстройствам. Так, мысли и поступки страдающих депрессией пациентов противоречат основному принципу человеческой природы - инстинкту выживания. Мышление таких пациентов находится под контролем ошибочных представлений о себе и об окружающем мире. Бек указывает, что предложенная им «формулировка психологических проблем в терминах неверных посылок и склонности к искаженным воображаемым переживаниям сильно отличается от общепринятых формулировок психологических расстройств» (Beck А., 1976). Когнитивная терапия не нуждается в концепции бессознательного. Психологические проблемы «могут стать результатом обычных процессов, таких как неправильное научение, вынесение неверных суждений на основе неполной или ошибочной информации, неумение провести четкую границу между вымыслом и реальностью. Кроме того, мышление может быть нереалистичным, поскольку оно основано на ошибочных посылках; поведение может быть направлено во вред себе, поскольку основывается на неразумных установках» (Beck А., 1976).

Когнитивная терапия - это активный, директивный, ограниченный во времени структурированный подход, используемый при лечении различных психиатрических расстройств (например, депрессии, тревоги, фобий, болевых ощущений и др.). В основе данного подхода лежит теоретическая посылка, согласно которой эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир . Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта. Например, в мышлении человека, интерпретирующего любое событие в терминах собственной компетентности или адекватности, может доминировать такая схема: «Пока я не достигну во всем совершенства, я - неудачник ». Эта схема определяет его реакцию на самые разные ситуации, даже те, что никак не связаны с его компетентностью (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003).

Когнитивная терапия исходит из следующих общетеоретических положений (см. там же) :
восприятие и переживание в целом представляют собой активные процессы, задействующие как объективные, так и интроспективные данные;
представления и идеи являются результатом синтеза внутренних и внешних стимулов;
продукты когнитивной активности человека (мысли и образы) позволяют предсказать, как он оценит ту или иную ситуацию;
мысли и образы формируют «поток сознания», или феноменальное поле, отражающее представления человека о самом себе, мире, своем прошлом и будущем;
деформация содержания базовых когнитивных структур вызывает негативные изменения в эмоциональном состоянии и поведении человека;
психологическая терапия может помочь пациенту осознать когнитивные искажения;
путем корректировки этих искаженных дисфункциональных конструктов можно добиться улучшения состояния пациента.

Эмоциональные и поведенческие реакции, таким образом, не являются прямыми или автоматическими ответами на внешние стимулы. Напротив, стимулы обрабатываются и интерпретируются внутренней когнитивной системой. Значительные расхождения между внутренней системой и внешними стимулами могут привести к психологическим расстройствам. В промежутке между внешним событием и определенной реакцией на него у пациентов возникают соответствующие мысли, которые часто отражают негативное отношение к прошлому, настоящему или будущему. Хотя пациенты обычно не сознают или игнорируют эти мысли и, как следствие, не сообщают о них, можно научить их выявлять еще до возникновения эмоций.

Такие мысли получили название «автоматических». Автоматические мысли специфичны и дискретны, возникают в укороченном виде, не являются следствием размышлений или рассуждений, относительно автономны и непроизвольны; при этом пациент считает их вполне обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным фактам (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003).

Таким образом, А. Бек при теоретическом обосновании предложенной им терапии исходил из положения о том, что эмоции и поведение человека определяются присущим каждому специфическим способом истолкования внешнего мира. Проблемы пациента вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы. Данные схемы подобны фильтрам или «концептуальным очкам», которые определенным образом отбирают поступающую информацию. При значительном искажении этих фильтров у индивида возникают эмоциональные проблемы, а впоследствии - и клиническая симптоматика, поэтому задача терапевта - сконцентрировать внимание клиента на том, как им осуществляется процесс отбора и интерпретации информации, после чего ему предлагается проверить обоснованность сделанных выводов и при заключении об их ошибочности заменить их на более адекватные (Федоров А. П., 2002). Терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отказаться от них или пересмотреть их. Только определив и исправив ошибки мышления, он может достигнуть более высокого уровня самоосуществления.

Главная концепция когнитивной терапии состоит в том , что решающим для выживания организма фактором является переработка информации. Мы не смогли бы выжить, если бы у нас не было функционального аппарата для приема информации из окружающей среды, синтезирования ее и планирования действий на основе этого синтеза (Александров А. А., 2004).

Терапевтические техники, используемые в рамках данного подхода, основаны на когнитивной модели психопатологии. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние, обсессивно-компульсивный невроз и т. д.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение, специфичное при каждом конкретном расстройстве. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, в то время как у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении темы опасности.

Этим когнитивным сдвигам способствуют специфические позиции, склоняющие людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможной внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги (Александров А. А., 2004).

Когнитивный сдвиг аналогичен компьютерной программе, замечает А. А. Александров. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу, которая диктует вид вводимой информации, определяет способ ее переработки и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется программа «выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в чрезмерном реагировании на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу, и пациент начнет отвечать избеганием.

Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т. д. Когда это случается, индивид испытывает симптомы депрессии, тревоги или паники.

А. Бек выделил несколько наиболее часто представленных у депрессивных больных типов логических ошибок, а также указал вероятные для каждого типа альтернативные заключения, с которых может начаться когнитивное переформирование этих ложных выводов.

Сверхгенерализация (сверхобобщение) - это выводы, сделанные на основе одного наблюдения, единственного случая. Пример такой сверхгенерализации - вывод о том, что человек никогда не добьется успеха, поскольку первая попытка оказалась неудачной. Альтернативой является рассуждение на тему: «Действительно ли другие возможные ситуации будут похожи?»

Селективное внимание (избирательность) - это обращение внимания на особые детали события и игнорирование всего контекста, извлечение из памяти только плохих переживаний и неудач. Пример - чувство отвержения, возникающее у пациента, если друг бросился к подошедшему автобусу, а не поговорил с ним. Альтернатива - обращение внимания на весь контекст ситуации, воскрешение в памяти других примеров успехов и удач.

Персонификация - это ошибочное приписывание себе значения события. При персонификации «Я» пациента становится центром, исходя из которого им понимается значение происходящего. Пример - мысли о том, что люди смеялись над ним, когда он вошел, хотя они смеялись совсем по другому поводу. Альтернатива - изучение иных возможных причин.

Дихотомическое мышление - мышление в полярностях, в черно-белом цвете, все хорошо или плохо, чудесно или ужасно. При этом, говоря о себе, пациент обычно выбирает негативную категорию. Пример - убеждение, что он стал нищим после утраты небольшой суммы денег, как будто все будущее заключено в этой сумме (в этом кошельке).

Альтернатива - демонстрация того, что обычно события занимают промежуточные положения между такими полюсами.

Излишняя ответственность - это ощущение личной ответственности за все плохое, что произошло. Пример - убеждение, что в неудачной судьбе своей дочери (алкоголизация, потеря работы) повинен сам.пациент. Альтернатива - выявление других возможных причин произошедшего, опровержение того, что все может быть отнесено на счет клиента.

«Катастрофирование » - это заключение типа «Всегда случается самое плохое».

Альтернатива - оценить вероятность неприятного события. Вспомнить примеры, когда это происходило.

Чтобы лучше понять депрессивные нарушения мышления, отмечают А. Бек и соавторы (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003), полезно рассмотреть их с точки зрения используемых индивидом способов структурирования реальности. Если разделить последние на «примитивные» и «зрелые», то очевидно, что в депрессии человек структурирует опыт сравнительно примитивными способами.

Его суждения о неприятных событиях носят глобальный характер.

Значения и смыслы, представленные в потоке его сознания, имеют исключительно негативную окраску, они категоричны и оценочны по содержанию, что рождает крайне отрицательную эмоциональную реакцию. В противоположность этому примитивному типу мышления зрелое мышление без труда интегрирует жизненные ситуации в многомерную структуру (а не в какую-то одну категорию) и оценивает их скорее в количественных, нежели в качественных терминах, соотносит друг с другом, а не с абсолютными стандартами. Примитивное мышление редуцирует сложность, многообразие и изменчивость человеческого опыта, сводя его к нескольким самым общим категориям.

С точки зрения А. Бека, психологические нарушения, связанные с аберрациями мышления (нарушениями на когнитивной стадии переработки информации, включающими обозначение, селекцию, интеграцию, интерпретацию), предшествуют этапу нейрофизиологических расстройств. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому задачей когнитивной психотерапии является исправление неадекватных когниций. Техники когнитивной терапии позволяют выявить, проанализировать и скорректировать ошибочные концептуализации и дисфункциональные убеждения (схемы) пациента. Пациент научается решать проблемы и находить выходы из ситуаций, которые прежде казались ему непреодолимыми, переосмысляя их и корректируя свое мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту мыслить и действовать более реалистично и адаптивно и тем самым устраняет беспокоящие его симптомы.

Стратегии и техники когнитивной терапии предназначены для дезактивации дезадаптивных программ, для сдвига аппарата переработки информации (когнитивного аппарата) в более нейтральное положение. У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость», которая располагает его к психологическому стрессу. Эти «уязвимости» относятся к структуре личности.

Личность формируется «схемами », или когнитивными структурами, представляющими собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают создаваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. У людей складываются концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций (Александров А. А., 2004). Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными и являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами или обстоятельствами.

У пациентов с пограничными личностными расстройствами имеются так называемые ранние негативные схемы, ранние негативные ядерные убеждения. Например: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать, должны соглашаться со мной, правильно понимать меня». При наличии подобных убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.

Другое частое убеждение было названо Беком «условным предположением». Такие предположения, или позиции, начинаются с «если». Два условных предположения, часто отмечаемых у пациентов, склонных к депрессии: «Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня»; «Если человек не любит меня, значит, я недостоин любви». Такие люди могут функционировать относительно хорошо до тех пор, пока они не испытают серию поражений или отвержений. После этого они начинают считать, что никто не уважает их или что они недостойны любви.

Особенность когнитивной терапии, отличающая ее от более традиционных видов, таких как психоанализ и клиент-центрированная терапия, заключается в активной позиции врача и его постоянном стремлении к сотрудничеству с пациентом. Депрессивный больной приходит на прием растерянным, рассеянным и погруженным в свои мысли, и потому терапевт должен сначала помочь, ему организовать мышление и поведение - без этого невозможно научить пациента справляться с требованиями повседневной жизни. В силу наличествующих на данной стадии симптомов пациент нередко уклоняется от сотрудничества, и терапевту приходится проявлять находчивость и изобретательность, чтобы побудить его к активному участию в различных терапевтических операциях. Классические психоаналитические техники и приемы, например, техника свободных ассоциаций, предполагающая минимум активности со стороны терапевта, неприменимы при работе с депрессивными больными, так как пациент еще больше погружается в трясину своих негативных мыслей и идей.

В отличие от психоаналитической терапии, содержание когнитивной терапии определяется проблемами «здесь и сейчас ». Когнитивный терапевт не придает большого значения детским воспоминаниям пациента, если только они не помогают прояснить текущие наблюдения. Главное для него - исследовать, что думает и что чувствует пациент во время сессии и в перерывах между сессиями. Он не занимается интерпретацией бессознательного. Когнитивный терапевт, активно взаимодействуя и сотрудничая с пациентом, исследует его психологические переживания, намечает для него план действий и дает ему домашние задания.

С поведенческой когнитивная терапия разнится большим вниманием к внутреннему (психическому) опыту, мыслям, чувствам, желаниям, фантазиям и установкам пациента. В целом стратегия когнитивной терапии, отличающая ее от всех иных терапевтических направлений и школ, заключается в эмпирическом исследовании «машинальных» мыслей, выводов и предположений пациента. Формулируя дисфункциональные убеждения и представления пациента о самом себе, собственном опыте и собственном будущем в виде гипотез, когнитивный терапевт затем предлагает ему с помощью определенных процедур проверить достоверность этих гипотез. Практически любой внутренний опыт может стать отправной точкой эксперимента по проверке негативных представлений или убеждений пациента. К примеру, если пациент считает, что окружающие отворачиваются от него с отвращением, терапевт помогает ему выработать систему критериев для оценки человеческих реакций и затем побуждает объективно оценить жесты и мимику людей. Если пациент убежден в своей неспособности выполнить простейшие гигиенические процедуры, терапевт может привлечь его к составлению специальной формы, где пациент в последующем будет отмечать, насколько хорошо или плохо он выполняет эти процедуры (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003).

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй