Как я сопровождал беременных женщин. Психотерапия для беременных

Как я сопровождал беременных женщин. Психотерапия для беременных

Аннотация. В современном мире все большей популярностью пользуется психологическое сопровождение родов. Это достаточно новая сфера деятельности психолога, но достаточно полезная и эффективная.
Цель работы: выявить преимущество сопровождения беременности и родов психологом
Методы исследования: изучение научной литературы по данной теме
Актуальность статьи состоит в том, что деятельность психолога в сопровождении беременности и родов еще мало изучена и вызывает много вопросов у многих людей. В своей статье я постаралась подробно объяснить, в чем состоит преимущество перинатального психолога.

Abstract. In today’s world, more and more popular psychological support childbirth. This is a fairly new field of psychology but quite useful and effective.
Objective: to identify the benefit of maintenance of pregnancy and childbirth psychologist
Research methods: scientific literature on the subject
The relevance of the article lies in the fact that the activities of the psychologist in the support of pregnancy and childbirth is still poorly understood and raises many questions for many people. In my article I tried to explain in detail what is the advantage of a perinatal psychologist.

Большинству людей, не сталкивавшихся с беременностью и родами кажется, что вышеназванные процессы сугубо физиологические и требуют лишь участия медицинского персонала. Проводить анализ произошедших событий, исследовать психические процессы во время родов, как минимум, странно. В связи с этим возникает вопрос - чем же занимается психолог на родах.

Основным примечанием в этом вопросе является то, что каждый психолог имеет свою специализацию. В нашем случае сопровождать будущую маму будет перинаталььный психолог, то есть человек подробно изучивший, знающий и понимающий психику беременной женщины и новорожденного. Бесспорно, этим специалистам необходимо знать основы физиологических процессов, происходящих во время беременности и родов. Многие перинатальные психологи даже получают акушерское образование или изучают этот вопрос на специализированных курсах. Основная же цель перинатального психолога - помочь женщине максимально комфортно чувствовать себя во время родов, сохранять спокойствие и помнить о будущем ребенке.

Перинатальная психология (греч. peri - вокруг, около и лат. natalis - относщийся к рождению) – отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. Является одной из самых малоизученных отраслей теоретической клинической психологии. Но тем не менее практическая перинатальная психология в последние годы получает широкое распространение в нашей стране. Интенсивно развиваются коррекционные программы для беременных женщин, рожениц, их семей. Открываются даже отдельные центры, оказывающие услуги по предродовому и родовому сопровождению.

На практике деятельность перинатального психолога подразделяется на 4 направления:
 Полное психологическое сопровождение беременности
 Психологическое сопровождение до роддома
 Психологическое сопровождение в роддоме
 Полное психологическое сопровождение родов

Рассмотрим каждое из вышеперечисленных направлений.
1. Полное психологическое сопровождение беременности
Данное направление включает в себя взаимодействие психолога с беременной женщиной на протяжении всего периода ожидания ребенка - от зачатия до родов. Специфика работы психолога в этот период наиболее обширна. Особое психическое состояние женщины во время беременности требует разнообразного и практически постоянного взаимодействия психолога с ней. Беременная женщина переживает множество необычных чувств и фантазий. Беременность становится периодом самопознания и самосовершенствования. Помимо положительных сторон происходящих изменений, существует много и негативных последствий. Женщину часто посещают сомнения и беспокойства по поводу этих самых изменений. Некоторые женщины испытывают тревогу и страх - как обоснованный, так и бессознательный. Женщины могут переживать из-за физиологических изменений в своем организме, из-за изменений в отношениях с близкими людьми (возможно надуманных). Все эти переживания нередко приводят к нестабильному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности, депрессии. Такие сложности могут спровоцировать и соматические проявления в организме - отсутствие аппетита и, как следствие, анорексию, сильнейший токсикоз, непрекращающиеся головные боли, угрозу выкидыша.

Чтобы избежать таких происшествий, перинатальный психолог знакомит беременную женщину с физиологическими и психологическими аспектами протекания беременности и предстоящих родов, проводит диагностику психо-эмоционального состояния беременной. В случае необходимости составляет и проводит психокоррекционную программу, включающую теоретическое объяснение всех происходящих изменений и практическую работу с беременной женщиной. Практическая работа состоит из комплекса различного вида занятий для снятия эмоциональной напряженности и психологической разгрузки. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Формы занятий так же могут носить разнообразный характер: тренинги, консультирование и т. д. Большой популярностью пользуется применение арт-терапии и сказко-терапии.

Некоторые знания в сфере перинатологии будущие мамы стараются получить самостоятельно. Они читают различные книги, журналы, буклеты о беременности и предстоящем материнстве. Но информация, полученная таким путем, обычно носит общий характер. Она может не только не помочь, но и навредить психоэмоциональному состоянию беременной. Именно поэтому современные женщины очень ценят и доверяют себя именно опытному специалисту.

2. Психологическое сопровождение до роддома.

За помощью и поддержкой в данном направлении обращаются женщины или даже пары, которые боятся пропустить момент начала схваток или наоборот слишком рано приехать в роддом. Работа психолога на этом этапе заключается во взаимодействии с будущими родителями в последние 2 недели беременности. За это время психолог стремится узнать об особенностях протекания беременности, прояснить все вопросы и проблемы беременной женщины. Главная задача психолога - вовремя понять, что у его клиентки начинаются роды, приехать к ней домой и обеспечить максимально комфортное состояние женщины. Психолог должен находиться рядом с беременной на протяжении всего периода схваток и постараться помочь максимально эффективно их провести. Затем психолог должен доставить роженицу в роддом. Если у женщины заключен контракт с врачом-акушером, обязательно оповестить его о начале схваток.

3. Психологическое сопровождение в роддоме.

На данном этапе психолог начинает работу с клиенткой только в роддоме. Он приезжает одновременно с беременной или уже ждет ее там. Задача психолога - стать на время родов самым близким для женщины человеком, обеспечивать ее комфорт, опекать и помогать решать любые вопросы. Психолог должен уметь максимально точно чувствовать состояние женщины. При некомфортном состоянии женщины психолог должен найти подходящие слова или действия, облегчающие неприятные ощущения и помогающие родам хорошо развиваться. Это могут быть успокаивающие, мотивирующие на успех слова: «Ты можешь!», «У тебя все получится!» и т. п., ароматерапия, обезболивающий массаж и т. д.

Психолог подсказывает позы, при которых роды будут проходить наиболее успешно и удобно, учит или напоминает о правильных техниках дыхания во время схваток и потуг.

После того, как ребенок появится на свет, психолог сопровождает женщину в послеродовое отделение. Там он помогает разместиться в палате, показывает, как правильно прикладывать ребенка к груди. Обычно психолог проводит с клиенткой еще несколько часов после родов, чтобы убедиться, что мама и ребенок чувствуют себя комфортно

4. Полное психологическое сопровождение родов.

Это направление включает в себя ту же работу, что и на двух предыдущих. Психолог сопровождает женщину от момента начала схваток до размещения мамы и ребенка в палате. Как правило, именно к такому взаимодействию прибегает большинство беременных женщин.

Почему именно психолог, а не муж/мама/подруга

До развития перинатальной психологии женщины часто приглашали на роды самых близких людей. Для кого-то это муж, который находился рядом на протяжении всей беременности, для кого-то это мама, которая знает тебя с самого рождения, а для кого-то это лучшая подруга, которой можно рассказать самые сокровенные тайны и переживания. Некоторые женщины считают, что на родах вообще не должно быть никого, кроме врача-акушера, подготовленного и видевшего все, особенно если с ним заключен контракт.

Многие женщины склоняются к тому, что работа перинатального психолога вообще бесполезна и это всего лишь очередное модное веяние. Действительно, ведь выше перечисленные люди вполне справятся с обеспечением комфортного проведения родов. Но в каждом из вариантов есть свои нюансы.

Далеко не каждая женщина готова предстать перед мужчиной, даже самым близким, во время родов. Конечно, рождение ребенка это радость и счастье, но внешне это не самое эстетически привлекательное мероприятие. И какими бы сильными не были мужчины, для них колоссальный стресс увидеть его. Мы можем видеть из документальных и художественных фильмов, что мужчины не всегда находятся в сознании до конца родов. Сложно представить, что они испытывают, видя абсолютно неестественный для них процесс, и что потом чувствуют.

2. Мама/подруга

3. Врач-акушер

Часто женщины полагают, что все перечисленные функции помощника возьмет на себя врач-акушер, с которым они заключили договор. Но делать массаж и ухаживать – это абсолютно чуждые врачу функции, его дело – определять тактику и стратегию родов, наблюдать за состоянием мамы и малыша.

4. Перинатальный психолог

Все же идеальным помощником может быть только человек, основная задача которого – не медицинская составляющая работы в родах, который пришел сюда вместе с Вами, только ради Вас. У него нет в роддоме никаких дел и обязанностей, кроме Вас и Ваших родов.

Список использованной литературы.

1. Белогай, К.Н. Введение в перинатальную психологию: Учебное пособие [Текст] / К.Н. Белогай. – Томск: ТПГУ, 2008. – 328 с.
2. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков // Мир медицины. – 2000. – № 5 – 6. – С. 45 – 46.
3. Скрипицкая, Т.В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам [Текст] / Т.В. Скрипицкая. – М. : Аналог, 2009. – 84 с.
4. Нурова А.У. Роды с психологом Текст] / www.b17.ru


Количество просмотров публикации: -

дипломная работа

1.2 Беременные женщины как субъект психологического сопровождения

психологический сопровождение беременная консультация

В данном параграфе мы рассмотрим понятие беременности и ее психофизиологические особенности, а также проанализируем типы отношения к беременности.

Для начала рассмотрим само понятие беременности и психофизиологические особенности женщины в этот период жизни.

Беременность -- состояние организма женщины, когда в её репродуктивных органах находится развивающийся эмбрион или плод. Беременность женщины принято разделять на так называемые «триместры» (периоды по три месяца). Соответственно говорят о первом, втором и третьем триместрах беременности. Каждый из триместров характеризуется определенными акушерскими особенностями, рисками, а также особым психологическим самочувствием .

Отечественный психолог А.И. Захаров, чьи работы посвящены в основном детской и семейной психологии и психотерапии первый триместр беременности называет месяцами неуверенности и адаптации. На данном этапе чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью, и беспокойство о будущем, и опасения, что муж отдалится от нее за несколько месяцев беременности, и так далее .

Тошнота, бессонница, отсутствие аппетита -- причины или следствие этих смешанных чувств -- часто делают первые недели беременности утомительными.

Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.

В то же время, беременной женщине нравится (более или менее осознанно) ее особенное состояние, порой настолько, что она становится впечатлительнее, чувствует себя более хрупкой физически и психологически; ей хочется быть предметом внимания и забот. Однако, пребывая в таком состоянии, женщина чувствует, что взрослеет.

В женщине борются две тенденции: к инфантильности и полному повзрослению. Эта двойственность, вызывающая у нее тревогу, часто бывает причиной смены настроений, не всегда понятной окружающим .

И.В. Добряков, врач и психолог, работающий в области перинатальной психологии, также отмечает, что в этот период у многих женщин отмечается головная боль, повышенная утомляемость, снижение или, наоборот, повышение аппетита. Осознание факта беременности у любой женщины становится доминирующей идеей, вызывает волнение, амбивалентные эмоции. Во многом их характер зависит от того, планировалась или нет беременность, каких реакций на новость ожидает женщина от мужа и других значимых родственников .

Второй триместр А.И. Захаров называет месяцами равновесия. Он пишет: «Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни.

Присутствие ребенка благотворно влияет не только на мысли, воображение будущей матери, но и на ее организм, поскольку это тесно взаимосвязано» .

Психолог Н.В. Боровикова, работающая в области перинатальной психологии, следующим образом описывает состояние женщины в этот период: при нормальном течении беременности эмоциональный фон женщины стабилизируется; происходит принятие новой жизни в себе - перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Чаще всего это наступает после первого шевеления плода .

И, наконец, третий триместр -- месяцы отступления, как их называет А.И. Захаров. Он пишет: «В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем - он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и занятий будущей матери.

Постепенно события повседневной жизни отступают на второй план, занимая женщину все меньше и меньше, ее мысли концентрируются на ребенке, которого она носит» .

Одним из симптомов третьего семестра, описываемых Н.В. Боровиковой, является симптом нетерпения. Женщина жалуется на то, что беременность ей надоела, выражает стремление к ее скорейшему окончанию. Это происходит на фоне выраженных колебаний эмоций от радостных переживаний, связанных с предстоящим материнством, до тревожно-депрессивных сомнений в благоприятном исходе родов. На этом фоне может возникнуть или обостриться наблюдавшийся уже в прошлом триместре симптом страха перед родами. Женщина начинает мечтать о том, чтобы избежать родов, хотя, с другой стороны, мечтает о благополучном завершении беременности .

В начале третьего триместра повышение тревоги у женщины, связанное с переживаниями по поводу предстоящих родов, активизирует подготовку к ним и к послеродовому периоду. Возникает желание создать уютное и безопасное место для себя и ребенка. Многие с этой целью затевают ремонт квартиры. Это так называемый «симптом гнездования» .

Как мы видим из описания протекания беременности, женщина в этот период жизни подвержена состояниям тревоги, подавленности, боязни, неуверенности в себе.

По мнению доктора биологических наук А.С. Батуева, неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша жизнь, служат причиной огромного числа различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических .

Психолог Т. Бауэр, занимающийся изучением психологии детей младенческого возраста, говорит о том, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь гормоны стресса, а во время положительных эмоций гипоталамические структуры вырабатывают гормоны радости, которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка .

По мнению отечественных психологов Г.Н Чумаковой, Е.Г. Щукиной и А.А. Макаровой позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода. Ее стресс приводит к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, ослаблению когнитивного развития .

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида .

Очевидно, что беременность - это критический процесс, требующий не только осведомленности в его медицинских аспектах, но и психологической подготовке женщины к нему.

Неподготовленная женщина подходит к родам с отрицательными эмоциями, непониманием процесса родов и чувством беспомощности. На этом фоне ее естественные реакции в схватках - напряжение мышц тела и задержка дыхания, приводят к боли и еще большему усилению страха. Соответствующая дородовая подготовка беременных способна снять или уменьшить эти отрицательные проявления.

Г.Г. Филиппова говорит о том, что беременность является критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации.

В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности .

Н.П. Коваленко пишет, что беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотношения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вживание в роль матери. Для многих женщин исход беременности может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины материнскодетских отношений» .

Перейдем к анализу типов отношения к беременности.

Для начала проанализируем стили переживания беременности, которые выделила Г.Г. Филиппова.

Описывая стиль переживания беременности, Г.Г. Филиппова включала в него: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Всего Г.Г. Филипповой удалось выделить шесть основных стилей переживания беременности. Рассмотрим каждый из них подробно.

1) Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2) Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

3) Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4) Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

5) Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6) Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний .

Для нас также является важным рассмотреть концепцию о материнской доминанте А.А. Ухтомского - И.А. Аршавского.

По А.А. Ухтомскому принцип доминанты лежит в основе направленной активности живых систем любых уровней организации, включая сложные социальные образования.

Доминанта -- это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной, то есть доминирующей, а все остальные потребности поэтому оказываются как бы второстепенными и подчиненными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавленной. То есть, происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Этой цели подчиняется вся текущая деятельность организма, то есть формируется доминанта. По достижении цели мгновенно выявляется новая доминанта. Она может быть одной из тех, которые не смогли себя реализовать до этого момента. Все доминанты сохраняются в памяти, обогащая жизненный опыт, и при необходимости наиболее подходящая (или наиболее сильная, или чаще используемая) доминанта становиться ведущей с поправками на обстоятельства .

На то, что происходящие в организме женщины в период беременности физиологические и нервно-психические изменения направлены на обеспечение максимально благоприятных условий для нормального развития плода и носят явно доминантный характер, обратил внимание И.А. Аршавский. Развивая идеи А.А. Ухтомского, он предложил термин «гестационная доминанта» . Гестационная доминанта включает физиологический и психологический компоненты, которые соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими с женщиной, направленными на вынашивание, а затем на рождение и выхаживание ребенка. Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода.

Рассмотрим понятие психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Данный компонент представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

И.В. Добряковым, одним из крупнейших в нашей стране специалистов в сфере перинатальной психологии и медицины, было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный . Рассмотрим подробно каждый из них.

1) Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

2) Гипогестогнозический тип ПКГД нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застает врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом риск возникновения осложнений повышается. С другой стороны эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них не хватает времени встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери очень заняты. При гипогестогнозическом типе ПКГД чаще всего встречаются такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.

3) Эйфорический тип ПКГД отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально.

4) Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери.

5) Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющих все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции. У таких беременных встречаются и ятрогенные депрессии. Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД аналогичны развивающимся при тревожном типе, но более брутальны. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания .

Итак, в данном параграфе нами было рассмотрено понятие беременности.

Беременность является критическим периодом жизни женщины. Это состояние организма женщины, когда в её репродуктивных органах находится развивающийся эмбрион или плод.

Беременность женщины разделяется на три триместра, каждый из которых отличается определенными психофизиологическими состояниями женщины. В первом триместре отмечается беспокойство о будущем, страх, впечатлительность, амбивалентность эмоций, головные боли, утомляемость, неуверенность. В целом этот триместр можно назвать стадией адаптации к состоянию беременности. Во многом состояние женщины в данный период зависит от того, планировалась ли беременность.

Второй триместр отличается уже стабильным эмоциональным фоном. Психофизиологическое состояние женщины приходит в равновесии, на данном этапе она уже адаптировалась к своему состоянию.

Третий триместр характеризуется нетерпением женщины родить. Опять же, как и в первом триместре отмечается страх. На данном этапе он объясняется приближением процесса родов. Как следствие у женщины вновь начинают проявляться колебания эмоций, повышается чувство тревоги.

Так же нам удалось выделить пять основных типов отношения к беременности. При анализе типов отношений к беременности мы опирались на классификацию стилей переживания беременности Г.Г. Филипповой и классификацию типов психологического компонента гестационной доминанты И.В. Добрякова.

Таким образом, Г.Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности: адекватный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, тревожный, отвергающий. И.В. Добряков выделяет пять типов отношения к беременности: оптимальный, эйфорический, гипогестогнозический, тревожный, депрессивный.

Выделенные стили переживания беременности Г.Г. Филипповой соответствуют определенным типам ПКГД, выделенных И.В. Добряковым: адекватный стиль соответствует оптимальному типу, эйфорический стиль - эйфорическому типу, игнорирующий стиль - гипогестогнозическому типу, тревожный стиль - тревожному типу, амбивалентный и отвергающий стили - депрессивному типу.

Цель психологической работы с будущими родителями -- содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п., работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе, укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

Работая с мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существу занимается рассмотрением с ними экзистенциальных моментов бытия.

Рождение ребенка само по себе является экзистенциальным событием. В процессе беременности и родов женщина прежде всего сталкивается с такими экзистенциальные данностями как телесность и конечность. Можно также говорить об экзистенциальности родительства, ибо во всей своей сложности и противоречивости возможность быть матерью или отцом присуща самому нашему существованию.

Рассмотрим основные понятия экзистенциальной психологии (Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь И. Ялом). Применительно к конкретному интересующему нас объекту воздействия -- женщине, ожидающей ребенка и ее семье.

Объект деятельности психолога -- развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родственника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема.

Внимательно относясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего в отношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в ней ребенка, учитывая онтогенез ее материнской сферы, психолог должен далее отследить процесс развития личности женщины в течение беременности и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

В случае диагностики изначально неблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И.В. Добрякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания беременности по Г.Г. Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением ее отношений с собственной матерью (Г.Г. Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске.

Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этого поиска, помогая женщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Здесь будет уместно вспомнить один из базисных принципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверься собственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль. Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошей матери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стиль взаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, в том числе, телесноориентированную и арт-терапию, гаптономию и другие.

Можно ли и нужно ли ходить на психотерапию во время беременности?

Когда-то я сталкивалась с мнением, что при беременности психотерапия противопоказана, так как это стресс, может спровоцировать осложнения и тп. Пройдя свою беременность я пришла к тому, что терапия беременным нужна. Просто она должна быть особой и очень бережной. И только в том случае, если женщина чувствует, что ей это нужно. Вот несколько причин:

* Именно в беременность бывает важно завершить старые проблемы, которые мешают радоваться приближающемуся материнству, тянут, не давая переидти в новый этап жизни и даже иногда задерживая роды (как говорят акушерки). Это могут быть обиды на родителей, страхи, связанные с материнством или родами, вина перед кем-то и многое другое.

* Научиться доверять или разобрать, что мешает доверию. Доверять в первую очередь себе, своему телу, а еще – миру и близким, кто будет рядом. Доверие – это то, что необходимо в родах. Переживание доверия связано с выработкой гормона окситоцина, который стимулирует родовую деятельность. Поэтому когда женщина напрягается, пугается, зажимается – роды могут замедлиться или даже остановиться. Если что-то где-то мешает ей довериться миру (чувство вины, создающее ожидание расплаты, к примеру, или давняя обида на мужа), это мешает гармонично войти в роды. Тут можно вернуться к первому пункту – закрыть то, что мешает доверять.

* Найти взаимопонимание с мужем, который тоже переживает беременность. Мужчины обычно бывают напуганы беременностью своей женщины, даже если рады и внешне спокойны. Отцовство требует от них новой ответственности и может отдалять от жены. А женщина в беременность очень нуждается в поддержке своего мужчины. Часто мужчина и женщина не до концапонимают, что происходит с партнером в этот момент, каждый переживает о своем и своим способом. Важно бывает достигнуть взаимопонимания и найти способы, как обоим получить поддержку в паре, чтобы беременность не стала для супругов периодом обид разочарований и пара сплотилась перед родами.

* Научиться обходиться со своими чувствами, которые в период беременности обычно становятся сильнее и непредсказуемее. При этом, если мы учитываем, что это происходит из-за беременности, не нужно идти обычным психотерапевтическим путем и погружаться в детство, исследовать травматичный опыт. Важно просто научиться не бояться своих перепадов настроения, найти контакт со своим внутренним ребенком, маленькой девочкой, и научиться утешать, успокаивать её, заботливо искать для нее подходящие условия. Это пригодится и в материнстве, когда придется одновременно заботиться о себе, чтобы были силы на материнство, и о ребенке.

* Регулярно получать поддержку и винимание. В беременность женщина становится особенно эмоционально уязвима. Она может ощущать, что наполнена изнутри, но при этом часто не хватает заботливого, теплого внимания снаружи. Иногда хочется побыть маленькой, чтобы кто-то просто посвятил тебе свое внимание целиком, выслушал, поддержал. Как мама или подруга. Если такого человека нет, то и психотерапевт подойдет. Конечно, это не самоцель психотерапии и невсе терапевты готовы быть “мамой”. Но для беременных я бы сделала исключение. А также терапевт поможет научиться просить о поддержке у своих близких и дать себе право брать эту поддержку, быть иногда маленькой и слабой и просто напитываться теплом.

* Научиться телесному расслаблению, в том числе в области матки, научиться отпускать стресс – эти навыки важны для профилактики тонуса матки. Это всего навсего психологические методы релаксации, но они в свое время очень мне помогли.

© 2024 lifestoryclub.ru - Клуб семейных историй